Дистанционный курс обучения по программе финансового воспитания
«Дети и денежные отношения »
(36 часов)
Навигация
Введение
1 - Презентация
2 - Семинар «Парциальная программа «Дети и денежные отношения» - часть 1
3 - Мастер-класс «Шкала самооценки»
Конспект занятия. Беседа «Моя оценка”
(на основе шкалы самооценки «Норма плюс»)
Цель: формирование у ребенка навыка адекватной самооценки
Задачи:
- познакомить с тремя фазами цикла жизни дерева;
- формировать уважительное отношение к результатам своего и чужого труда;
- показать многоуровневую природу мастерства;
- формировать гармоничный образ Я.
Материалы: фея Копеечка, панно «Шкала самооценки «Норма плюс» (на основе цикла жизни дерева), игра-мозаика «Волшебный калейдоскоп» (на основе стопкадров нейротренажера)
Ход занятия
Первый этап. Педагог и фея Копеечка напоминают детям о «Сказании о мастерстве» и демонстрирует детям наглядное пособие «Шкала самооценки», на котором показаны три фазы цикла жизни дерева (рост, расцвет, плодоношение). Педагог просит детей показать и назвать знакомые им образы. Затем рассказывает об особенностях каждой фазы цикла жизни дерева, интерпретируя пробуждение семени, рост дерева и созревание плода, как добросовестный труд и непрерывный процесс наработки мастерства.
Второй этап. Педагог показывает на личном примере, как использовать шкалу для самостоятельной оценки результатов своего и чужого труда, уровня мастерства, а также состояний, процессов и ситуаций (с помощью одного из визуальных образа, изображенных на ней).
Третий этап. В последующем, после завершения выполнения заданий педагог предлагает каждому ребенку самостоятельно выбрать образ-оценку своего труда на шкале «Норма плюс». Он принимает выбор (любой!) каждого из воспитанников и просит обосновать, пояснить этот выбор образа-оценки, отвечая на следующие вопросы:
- Почему он выбрал именно этот образ, а не два соседних с ним.
- Почему выбрана именно эта фаза цикла, а не две других (наличие развернутого ответа ребенка говорит о правильности формировании навыка адекватной самооценки).
- Что необходимо для перехода на следующий уровень мастерства по этой шкале (мысли, слова, действия, поступки).
Примечание: шкала самооценки размещается в группе (в виде настенного панно). Педагог достаточно часто использует ее, показывая детям (в т.ч. на собственном примере) алгоритм самооценки. При этом акцентирует внимание на многоуровневом характере и перспективе роста (повышения) мастерства, индивидуальной нормы человека.
4 - Мастер-класс работы с наглядным пособием «Мы растем и созреваем»
Конспект занятия. Беседа «Как растет заработная плата?
Для чего нужна зарплата?»
Задачи:
- мотивировать на непрерывный рост мастерства;
- визуализировать многоуровневый характер, рост заработной платы;
- показать зависимость размера заработной платы человека от уровня его мастерства.
Материалы: фея Копеечка, наглядное пособие – панно «Мы растем и созреваем!», иллюстрация «Как растет зарплата» стр. 20 книги «Знакомим ребенка с денежными отношениями».
Методическое описание: педагог на примере созревания плода помидора знакомит детей с закономерностями роста заработной платы человека: постепенный рост, – по мере повышения уровня знаний, трудолюбия и мастерства человека.
Ход занятия
Педагог предлагает детям наглядное пособие «Мы растем, мы созреваем!».
- Ребята, посмотрите, сегодня с нами снова фея Копеечка и ее любимая картинка.
- Помните, как долго и старательно трудился помидорный куст на грядке в огороде, чтобы у него появился такой красивый, вкусный и зрелый плод (показывает на самый зрелый плод на изображении). Так и человеку нужно потрудиться на работе, чтобы получить заработную плату (плод его труда).
- Теперь мы знаем, что всем необходимо трудиться чтобы созревать.
- Ребята, вы обратили внимание, что плоды на картинке отличаются друг от друга? Чем? Почему? (разная степень зрелости)
- Красивый, зрелый помидор не сразу же вырос таким большим и красным. Сначала он был маленькой зеленой помидоркой. Постепенно и не заметно, но очень старательно он созревал день за днем. Расскажите, что у него менялось во время созревания? (ответы: размер, цвет, вкус)
- – А что у него осталось тем же самым? (ответ: он остался самим собой, помидором)
- Верно, так плод нарабатывал свое мастерство. Только поэтому стал таким зрелым (взрослым) плодом. Расскажите по картинке, как он созревал. Каким помидор был сначала и каким он стал потом? (ответы)
- Ребята, заработная плата человека – плод его труда, как и помидор, не бывает сразу же большой. Она растет и созревает постепенно (как плод). Чем больше мастерства нарабатывает человек, тем больше становится плод его труда – заработная плата.
- Когда помидор был маленький и зеленый, он расстраивался, что еще не стал красным и большим? (ответы)
- Конечно же нет! Он просто продолжал трудиться – расти и созревать!
- Ребята, скажите, что нужно делать человеку, чтобы получать более высокую зарплату? (ответы: расти и созревать – учиться, мастерить, следить за своим здоровьем и т. д.)
Педагог делает вывод: Молодцы! Будем вместе стараться нарабатывать мастерство, чтобы потом на работе наша заработная плата становилась все больше и больше, росла и созревала вместе с нами, как плод. Педагог предлагает детям рассказать, как и какой именно аспект мастерства они будут совершенствовать уже в сегодняшнем дне.
Задание: рассмотреть и описать иллюстрацию «Как растет зарплата» стр. 20 книги «Знакомим ребенка с денежными отношениями».
5 - Беседа с наглядным пособием «Мы растем и созреваем»
6 - Игра-сериационный ряд «Созревание»
Конспект занятия. Игра-сериационный ряд «Созревание»
Задача: визуализировать и закрепить представления о закономерностях роста и созревания человека, его мастерства и заработной платы.
Материал: игра-сериационный ряд «Созревание» (Приложение 1, рис. 27).
Методическое описание: игра предназначена для групповой и индивидуальной работы. Она состоит из 6 карточек с изображением плода помидора на разных этапах созревания. Педагог предлагает детям вспомнить закономерности созревания плодов, рассказать, как созревали плоды яблони в «Сказании о мастерстве» (постепенность, поэтапность, изменение одних характеристик и неизменность других). Затем выдает каждому по одному набору карточек игры «Созревание» и поочередно озвучивает задания.
Ход игры:
Игровые задания:
- разложить карточки по порядку (от самого маленького до самого большого плода) и рассказать, что сначала, а что потом (или как созревал помидор);
- найти ошибку (педагог правильно выстраивает сериационный ряд. Просит ребенка закрыть глаза и нарушает последовательность, перекладывая одну карточек на другое место в ряду. Предлагает ребенку открыть глаза, найти и исправить ошибку);
- определить, какой карточки не хватает (педагог несколько раз убирает ту или иную карточку из ряда);
- педагогу поменяться ролями с детьми (дети нарушают последовательность карточек, а педагог ищет ошибку).
В ходе выполнения детьми заданий педагог интерпретирует последовательность карточек в контексте роста и созревания человека и его мастерства: «Да, именно так и растет наше мастерство!» или «Нет, так мастерство не может расти. Так не бывает!». Он обращает внимание детей: для наиболее точного построения сериационного ряда нужно ориентироваться не только на изображение плода, но и на плавный цветопереход фона карточки. Если задание вызывает затруднение, то количество карточек можно уменьшить. После освоения первого уровня игры, педагог вводит в игру два (и более) комплектов карточек – для повышения уровня сложности. Дети выбирают из большого числа карточек нужные и выстраивают из них два (и более) сериационных ряда.
Педагог просит разложить карточки в правильной последовательности и задает вопросы:
- Расскажите, как растет человек и его мастерство? (ответы: постепенно)
- Как растет его заработная плата? (ответ: тоже постепенно)
- Что нужно сделать, чтобы плодов помидора стало больше? (ответ: сохранить часть урожая и посадить семена)
- Что нужно сделать, чтобы заработная плата росла? Как ее использовать, чтобы достаток человека становился больше? (ответ: разумно ее распределять, сохранять часть ее и вкладывать в свое развитие, экономить, использовать только на полезные продукты, нельзя тратить ее на бесполезные вещи и вредные продукты).
7 - Беседа с детьми по наглядному пособию «Созревание»
8 - Игры и индивидуальные беседы с детьми по теме "Созревание"
9 - Образовательный спектакль «Приключения феи Копеечки»
Конспект занятия. Просмотр видеоспектакля «Приключения феи Копеечки»
(фрагмент программы «Дети и денежные отношения»)
Цель: продолжить знакомство с феей Копеечкой, понятиями труд, мастерство, трудолюбие
Материалы и оборудование:
- флеш-накопитель «Видеотека ВТО/ Источник» с видеофайлом спектакля
«Приключения феи Копеечки»,
- игра-кубик «Отношение к деньгам»
Методическое описание: после повторения предыдущего материала педагог предлагает просмотр видеоспектакля. По завершении просмотра педагог предлагает игру -кубик «Отношение к деньгам». С его помощью проводится обсуждение моделей финансового поведения героев сказки, дети отвечают на вопросы по сказке.
10 - Метод цветовой видеогармонизации
Известно, что «Цвет, как энергия, необходим для поддержания тонуса ЦНС. … Цвета можно сравнить с витаминами, необходимыми ребенку для роста и развития» (Демидов В. Е. 1987). Восприятие цвета сугубо индивидуально. Цветовые предпочтения, ассоциации, цветовая память могут существенно влиять на их качество, уровень и даже становиться «ловушкой», препятствуя усвоению нового материала. Швейцарский художник, крупнейший исследователь цвета в искусстве и один из ведущих преподавателей И. Иттен писал: «Для воспитания вообще и художественного воспитания в частности, знание субъективных цветовых предпочтений имеет большое значение. Субъективные цветовые предпочтения открывают путь к познанию индивидуальных особенностей мышления, чувств, поведения ученика. Помочь найти присущее только ему тяготение к тому или иному цвету или форме, значит, помочь ему открыть самого себя. … Внутренний склад человека, его внутренняя структура отражаются в его персональном цветовосприятии».
Метод цветовой видеогармонизации (флэш-носитель Видеотека ВТО, автор Кузнецова Н. А.) направлен на выявление и удовлетворение цветовых предпочтений каждого ребенка и основан на гармонизирующих свойствах цветового спектра. В работе по данному методу используются гармоничные образы и цветозвукоформы (спектр, семя, цветок, соты, сфера, звезда и прочее). Видеогармонизация как и цветотерапия – один из старейших методов лечения известных человечеству, не имеет противопоказаний. Наблюдение на экране телевизора (проектора) за плавным движением красивых, непрерывно и постепенно меняющихся цветовых композиций, синхронизированным с музыкальным сопровождением, обеспечивает цветовое (световое) насыщение (особенно актуально для северных регионов, в условиях полярной ночи). Просмотр видео вызывает умиротворение, снимает усталость, улучшает настроение, психоэмоциональное состояние, цветоразличение и цветовосприятие, что благоприятно влияет на межполушарные связи головного мозга. Цветовая видеогармонизация применяется для бесед-визуализаций абстрактных понятий. Также, образы, предлагаемые в ней, можно использовать по разным направлениям работы, в различных режимных моментах. Видеоизображения со спокойным музыкальным сопровождением («Сладкие грезы» П. И. Чайковского, Аве Мария Ш. Гуно и т. п.) дети просматривают перед сном для расслабления и настройки на отдых. Видеоролики с бодрым, ритмичной музыкой используется для поднятия тонуса (после дневного сна). Педагогу рекомендуется самостоятельно определять и контролировать продолжительность и частоту сеансов цветовой видеогармонизации, учитывая индивидуальные особенности и состояние детей (легко, спокойно, интересно).
11 - Цветовая видеогармонизация
Конспект занятия. Беседа-визуализация «Благодарность родителям»
(на основе видеоролика нейротренажера «Благодарность»)
Задачи:
- визуализировать абстрактное понятие «благодарность»;
- актуализировать чувство благодарности к старшему поколению;
- улучшать цветовосприятие и цветоразличение.
Материалы и оборудование: флэшка «Видеотека ВТО/Источник» с видеофайлом нейротренажера, интерактивная доска или компьютер, телевизор.
Методическое описание: с помощью цветомузыкальной видеокомпозиции визуализируется в образно-символической форме абстрактное понятие «благодарность», а также свойства этого образа: красота, порядок, симметрия, наличие единого источника, постоянный рост, расширение, многообразие проявлений человеческой благодарности (как многообразие цвета и форм в композиции). Во время просмотра видеоролика комментирует красоту музыки и цветопереходов в контексте благодарности родителям.
Ход работы
Педагог предлагает детям вспомнить, как родители помогают и заботятся о них, делятся своей заработной платой и своим временем. Организуется просмотр видеокомпозиции.
- Ребята, сегодня я предлагаю вам посмотреть красивую видеокомпозицию «Благодарность» (включает видеоролик).
- Посмотрите, какие необыкновенно нежные цвета мы видим на экране. Они очень похожи на наше нежное отношение к родителям, на теплое и светлое чувство благодарности к ним. Вы согласны со мной? (ответы)
- Приглядитесь повнимательней, откуда появляются все новые и новые цвета? (ответы: из центра, из середины)
- Верно, в центре композиции словно неисчерпаемый источник, из которого появляется множество форм, цветов и оттенков. Вам нравится такой образ благодарности? (ответы)
- Ребята, точно также и в нашей душе есть неисчерпаемый источник любви и благодарности родителям, родным и близким. Посмотрите, какое многообразие красок и оттенков на этом изображении. Наша с вами благодарность такая же: неисчерпаемая, красивая, разноцветная и бесконечно разнообразная. Видите (показывает на экран), каждый раз она новая.
- Посмотрите! (показывает на центральную точку видеокомпозиции) Сначала благодарность словно маленькое зернышко – едва заметная точка. Но с годами она растет, раскрывается все больше, шире (обращает внимание детей, как цветоформы, появляясь из центра, увеличиваются-расширяются по мере продвижения на периферию видеокомпозиции). Мы взрослеем и вместе с нами растет наша искренняя благодарность родителям за их труд и мастерство, за помощь, поддержку, заботу, понимание.
- Досмотрим эту красивую видеокомпозицию в тишине. Пусть каждый представит своих близких и почувствует вот здесь (кладет ладонь себе на грудь) благодарность к ним. По окончании просмотра рефлексия.
Рекомендации: повторный просмотр композиции проводится на усмотрение педагога и по запросам детей.
12 - Образовательные нейротренажеры
(на основе видеокомпозиций)
Наряду с традиционными интерактивными формами: чтением сказок, беседами, заданиями, упражнениями и играми по теме финансовой грамотности предлагается уникальная разработка – серия образовательных нейротренажеров. Работа с ними направлена, помимо решения основных образовательных и развивающих задач, на формирование у детей универсальной визуальной основы – зримых (динамичных, ярких и легко запоминающихся!) образов норм и правил поведения (в т.ч. финансового). Визуальная подача материала улучшает восприятие и сохранность получаемой информации. Позволяет в большей степени развивать абстрактно-логическое и ассоциативное мышление, гармонизировать психоэмоциональное состояние, что значительно повышает возможности произвольного внимания, память, усидчивость, самоконтроль, развитие зрительно-моторной координированности. Работа с нейротренажером, гармонизируя межполушарные взаимодействия головного мозга, приводит к формированию новых нейронных связей и укреплению (обогащению) уже имеющихся, способствует усвоению материала, физическому, интеллектуальному, психоэмоциональному и духовно-нравственному развитию ребенка. Работа с образовательными нейротренажерами направлена на решение целого ряда задач: образовательных, развивающих, воспитательных и коррекционных:
- нейротренажер «Алфавит: мои качества»: дети подготавливаются к правильному восприятию связи «язык, правильная речь, личностные качества и благополучие человека». С помощью нескольких игр-упражнений они знакомятся с русским алфавитом и некоторыми нравственными качествами личности;
- нейротренажер «Алфавит: Деньги и Я»: дети знакомятся с русским алфавитом и, одновременно, знакомятся с понятиями сферы денежных отношений, подготавливаются к правильному восприятию денег и материальных благ;
- нейротренажер «Упражнение-игра «Секунда спокойствия» и «Минута спокойствия». Дети подготавливаются к пониманию пространственно-временного аспекта денежных отношений, прямой связи между понятиями «время и деньги», «отношение к времени и благополучие»;
- нейротренажер «Счет до 10-ти»;
- сеанс цветовой видеогармонизации: просмотр красивой цветомузыкальной видеокомпозиции «Моя благодарность», «Источник», «Зарождение», «Пробуждение», «Расцвет» в ходе проведения беседы-визуализации;
- Нейротренажер «Алфавит: Природа и Я»: во время знакомства с алфавитом дети узнают и запоминают понятия, необходимые для формирования экологического сознания;
- Нейротренажер «Алфавит: Родина и Я»: изучая буквы алфавита, дети узнают и запоминают понятия, необходимые для формирования патриотических чувств к Родине;
- Нейротренажер «Алфавит: Космос и Я»;
- Нейротренажер «Алфавит: Цвет и Я»;
- Нейротренажер «Пространство и Я» – физкультминутка: ориентируясь на динамичную структуру «Путеводная звезда», дети знакомятся с основными видами движения, существующими в природе, научаются их правильно воспроизводить.
13 - Образовательный нейротренажер «Алфавит: Мои качества»
Пример занятия с применением образовательного нейротренажера
(фрагмент программы «Дети и денежные отношения»)
Конспект занятия. Образовательный нейротренажер
«Алфавит: Мои качества -1»
Цель: расширение представления о личностных качествах человека труда (мастера)
Задачи:
- обогатить словарный запас
- учить буквы алфавита и слова – нравственные качества личности
- ассоциировать абстрактные понятия с гармоничными цветомузыкальными образами
Материалы и оборудование: USB-флеш-накопитель «Видеотека ВТО/Источник» с видеофайлом нейротренажера «Алфавит: Мои качества-1»
Методическое описание: Видеоряд представляет собой гармоничную цветомузыкальную видеокомпозицию с плавно и последовательно появляющимися в центре экрана буквами русского алфавита: от А до Я. На каждую букву озвучивается соответствующее нравственное качество личности человека. Дети слушают и повторяют, стараясь запомнить букву, а позже и слово. Педагог предлагает детям просмотр видеоролика нейротренажера на экране интерактивной доски, панели или компьютера.
Ход занятия
- Ребята, вспомните, что нужно человеку, чтобы подружиться с феей Копеечкой? (ответы)
- Педагог напоминает детям о мастерстве семени, ростка, дерева и повара.
- Значит, нам нужно всегда повышать свое мастерство, становиться настоящими мастерами? (ответы)
- Как вы думаете, каким должен быть настоящий мастер? Какими обладать качествами? (ответы)
- Предлагаю вам посмотреть красивую видеокомпозицию. Вы увидите и услышите буквы русского алфавита, которые появляются по порядку (во всем нужен порядок!). А еще – качества, присущие настоящим мастерам. Нам они тоже очень нужны! Итак, смотрим, слушаем и запоминаем. Организуется просмотр видеоролика нейротренажера (на экране интерактивной доски, компьютера, телевизора). Дети садятся перед экраном, слушают и запоминают позитивную установку:
Алфавит мы изучаем,
Много новых слов узнаем.
Буквы все: от А до Я
словно дружная семья!
Во время просмотра дети наблюдают за плавными изменениями цветозвукоформ на экране и поочередным появлением букв алфавита. Педагог предлагаем им повторять (тихо или про себя) за диктором букву и слово, стараясь запомнить их.
|
|
Позитивная установка:
Алфавит весь прочитали.
Много нужных слов узнали.
Быстро их запоминаем,
Отношенья укрепляем!
- Как вы думаете, подходят ли эти качества настоящему мастеру? (ответы)
- Какие из этих качеств у вас есть? (перечисляет их детям)
- Вы будете стараться в себе их развивать (раскрывать)? Где и как? (ответы)
- Желаю вам успеха. Верю, вы станете настоящими мастерами своего дела!
Рекомендации: педагогу нужно достаточно часто использовать слова – нравственные качества из перечня нейротренажера при оценке действий, поступков, поведения детей.
Упражнения на основе нейротренажера
«Алфавит: Мои качества-1»
Цель: формирование уважительного отношения к человеку труда, мастерству.
Задачи:
- закрепить представления о нравственных качествах личности мастера
- закрепить знание букв и порядка их в алфавите.
Методическое описание: количество и периодичность выполнения упражнений определяется педагогом, исходя из уровня освоения детьми материала. Предлагается три упражнения:
✓первое упражнение «Повтори букву»: просмотр видеокомпозиции и повтор вслух (за диктором) букв алфавита. Появление на экране каждой буквы дети сопровождать движениями (например, рисуя обеими руками перед собой сферу или саму букву);
✓второе упражнение «Повтори слово»: дети просматривают видеоряд и повторяют вслух за диктором ключевые слова (например, качества личности);
✓третье упражнение «Назови букву и слово»: дети просматривают видеоряд без звукового сопровождения и при появлении буквы стараются вспомнить и назвать ее и ключевое слово. При необходимости педагог помогает детям (ориентируясь на перечь слов в конспекте занятия).
После просмотра видеокомпозиции «Алфавит: мои качества-1»:
- педагог раскрывает смысл определенного качества личности (на конкретных примерах);
- доводит до детей, что каждое качество личности имеет свою противоположность. (Понимание этого помогает ребенку в осуществлении нравственного выбора при принятии решений и совершении поступков, в сохранении устойчивого развития в условиях перемен). Он совместно с детьми называет антонимы (противоположности) качеств личности: аккуратность – неряшливость, благодарность – неблагодарность и т. д.;
- на примере пары противоположностей (двух полярных качеств личности), обращает внимание ребенка на их парадоксальность, т. е. возможность перехода одной полярности в другую: при несоблюдении человеком меры (потере чувства меры), а также в зависимости от контекста ситуации, взаимодействия;
- показывает (на примерах из жизни и художественной литературы), когда и как может нарушаться мера и как происходит переход положительного качества личности в его противоположность;
- совместно с детьми приходят к выводу о необходимости развивать и соблюдать чувство меры в делах и отношениях;
- предлагает детям назвать другие известные им, положительные качества личности;
- опираясь на видеоряд «Алфавит: качества личности» как на универсальную визуальную основу, педагог постепенно расширяет перечень положительных качеств личности мастера.
Рекомендации: использовать слова из нейротренажера во взаимодействии с детьми, при оценке их действий, поступков, поведения.
14 - Образовательный нейротренажер «Минута спокойствия»
Конспект занатия. Беседа «Минутный цикл»
Игра-упражнение «Минута спокойствия»
(на основе нейротренажера)
Цель: расширить представление о времени и временных циклах, метафоре «Дерево времени человека».
Задачи:
- познакомить с часами, минутным и часовым циклом;
- формировать у детей чувство времени, ценностное отношение к времени жизни;
- развивать навыки саморегуляции и психоэмоциональную устойчивость;
- учить владеть своими чувствами и соблюдать на определенном интервале времени заданные условия;
- развивать навыки работы в команде.
Материалы и оборудование: часы, картинки (игрушки): фея Секундочка и фея Копеечка, USB-флеш-накопитель «Видеотека ВТО/Источник» с видеофайлом нейротренажера «Время и Я» – Игра-упражнение «Минута спокойствия», пособие «Мы растем и созреваем!» – Приложение 1, рис. 2, 6 и 25.3, 30.
Методическое описание. Педагог с помощью часов рассказывает о минутном и часовом циклах, напоминая о секунде, как начале Дерева времени человека. Педагог обобщает: представители всех профессий ценят время, дружат с ним. Рабочее время человека, за которое он получает заработную плату, состоит из секунд, минут и часов. Если человек уважает и бережет рабочее время, его ценят и уважают на работе. Он получает достойную заработную плату. Сегодня Секунда и Копеечка предлагают интересную игру-соревнование, чтобы мы подружились с минутой и увидели минутный цикл. Проводится игра-упражнение «Минута спокойствия», которая носит соревновательный характер и выполняется во время просмотра одноименной видеокомпозиции. Педагог организует просмотр видеоролика нейротренажера «Время и Я: Минута спокойствия».
Ход игры
Дети рассаживаются перед экраном. На экране появляется циферблат часов для визуализации времени, проведенного детьми в спокойном состоянии. Дети наблюдают за движением минутной стрелки и изменениями фона (цвета, оттенков, форм).
Условие игры: кто пошевелился, того выводят из игры. Кто больше число минут просидел спокойно (неподвижно, в одной позе), глядя на экран, тот и выиграл.
Задача ребенка – как можно дольше просидеть спокойно, сохраняя правильную осанку (ступни ног на полу, спина выпрямлена, руки на коленях).
Задача педагога – следить, чтобы все дети сохраняли правильную осанку и неподвижность. Как только ребенок пошевелился, педагог произносит ему: «Стоп-игра!». Он становится просто наблюдателем. Остальные дети продолжают игру. Количество игровых циклов определяет педагог. В ходе игры он фиксирует количество «минут спокойствия» и сообщает детям, отмечая динамику; при необходимости мотивирует на выполнение задания. Он обращает внимание детей (тихим голосом) на постоянное увеличение количества минут на часах: «Смотрите, одна минута уже прошла, молодцы! Уже вторая минута (второй минутный цикл)! Третий! У вас отличная выдержка! Как хорошо вы сохраняете спокойствие!» Педагог одобрительно отмечает (вслух) факт установления полной тишины и спокойствия. Устанавливает связь такого состояния человека с его благополучием (напоминает пословицу: деньги любят тишину и проч.).
По окончании игры педагог подводит итоги: кто сколько минутных циклов (минут) просидел спокойно; отмечает личные достижения каждого ребенка (повышение самодисциплины, увеличение выдержки и воли, степени спокойствия и времени просмотра видеокомпозиции). Командную работу оценивает по шкале «Мастер плюс» – на основе природных образов цикла жизни дерева.
Позитивная установка в начале игры:
Раз, два, три, четыре!
Есть порядок в этом мире.
Тихо, ровно я сижу
На минуточки гляжу.
Позитивная установка в конце игры:
Раз, два, три, четыре!
Есть порядок в этом мире.
Мы минуточки считаем.
Время так мы уважаем!
Повышение уровня сложности: во время просмотра педагог отвлекает внимание от просмотра (хлопок в ладоши с лева и справа, сзади, легкое прикосновение и проч.). При повторном выполнении выбирает себе 1-2 помощников (для создания помех). Задача детей не реагировать на «помехи», не отвлекаться, не смеяться, продолжать просмотр, сохраняя спокойствие и неподвижность. Педагог вслух называет количество секунд и одобрительно отмечает сосредоточенность и выдержку детей.
Дополнительные рекомендации: проведение игры-упражнения «Минута спокойствия» совместно с родителями. Дети сами знакомят взрослых с правилами игры.
15 - Образовательный нейротренажер «Счет до 10»
Конспект занятия. Беседа «Источник благополучия» Нейротренажер. Упражнение «Счет до 10»
Цель: формирование правильных представлений о источнике благополучия человека.
Задачи:
- ассоциировать процесс счета с красотой, порядком и симметрией;
- визуализировать на основе числового ряда абстрактные понятия: порядок, последовательность, середина, центр, уважение, отношения;
- подготовить к правильному восприятию абстрактных понятий: источник благ, источник дохода, источник радости;
- визуализировать абстрактное понятие «источник благополучия, счастья».
Материалы: иллюстрация (игрушка) Копеечка, наглядное пособие «Древо денежной системы РФ», карточки «числовой ряд», USB-флеш-накопитель «Видеотека ВТО/Источник” с видеофайлом нейротренажера «Счет до 10».
Ключевые слова: деньги, счет, числа от 0 до 10, центр композиции, источник, движение от центра в стороны, красота, ритм, порядок, дисциплина, уважение, отношения, Древо денежной системы РФ, неисчерпаемый источник благополучия.
Методическое описание: педагог визуализирует на основе видеоролика нейротренажера свойства числового ряда и переносит их на понятие «источник благополучия», доносит до детей, что источник благ находится в человеке – его труде, мастерстве и отношениях; формирует стремление к труду и знаниям.
Ход занятия
Подготовительный этап: на занятие фея Копеечка принесла карточки «Счет до 10» и предлагает детям разложить их по порядку. Педагог просит привести примеры, что можно посчитать в окружающем мире, где нужен и важен счет (ответы). Подводит детей к выводу о необходимости уметь правильно считать деньги: монеты и купюры.
Первый этап: организуется просмотр видеоролика «Счет до 10-ти». Дети рассаживаются перед экраном. Во время просмотра им предлагается выполнить следующие упражнения (по мере освоения):
- первое упражнение: «Повтори и запомни число»: просмотр видеокомпозиции и повтор вслух (за диктором) каждого числа. Появление на экране каждой цифры дети могут сопровождать движением рук (например, рисуя ее в воздухе перед собой);
- второе упражнение: «Назови число»: дети просматривают видеоряд без звукового сопровождения, при появлении числа стараются его вспомнить и правильно назвать. Примечание: при необходимости педагог помогает детям;
- третье упражнение «Покажи на пальцах»: во время просмотра при появлении числа дети называют его и показывают соответствующее ему количество пальцев рук;
- четвертое упражнение «Представь и посчитай»: дети выбирают какой-либо образ (например, капелька, яблоко, копейка) и во время счета – просмотра числового ряда, правильно называют число и предмет. Например: 0 копеек, 1 копейка, 2 копейки, три копейки, четыре копейки, пять копеек и т.д. Детям предлагается мысленно представлять (визуализировать) озвучиваемое количество предметов (копеек). Позитивная установка в начале работы:
Раз, два, три, четыре,
Есть порядок в этом мире!
Кто порядок соблюдает,
Счет до ста отлично знает!
После просмотра видеоролика рефлексия.
Второй этап «Источник благ»
Педагог обращает внимание, что появление чисел видеокомпозиции «Счет до 10-ти» происходит только из центра – по порядку, последовательно, ритмично и плавно. Поэтому на нее приятно смотреть. Педагог задает вопросы по видеоролику:
- Можно ли такое появление чисел (из центра) сравнить с ритмичным биением источника (родника)?
- Что означает выражение «источник благ, благополучия»? (ответы: это ощущение счастья и радости жизни, достатка, рост заработной платы с ростом мастерства и творчества человека, улучшение отношений)
- Где находится источник благ, счастья, денег? (ответы: он находится в труде, мастерстве, знаниях человека, т.е. в человеке)
- От чего зависит работа и чистота источника благ? (ответы: работа и чистота источника зависит от знаний человека, его речи, отношения к труду, мастерству, окружающим людям и деньгам).
Педагог делает вывод: чтобы источник благополучия был неисчерпаемым, людям (детям и взрослым) нужно постоянно учиться, работать и повышать свое мастерство.
Задание: выполнить рисунок на тему «Источник моего благополучия».
16 - Образовательный нейротренажер «Алфавит: Семья и я»
17 - Образовательный нейротренажер «Алфавит: Деньги и я»
18 - Образ «Дом - полная Чаша»
Конспект занятия. Беседа «Дом – полная Чаша»
Задачи:
- визуализировать метафорический образ достатка и всестороннего благополучия человека «Дом – полная чаша»;
- раскрыть смысл выражения «Дом – полная чаша»;
- формировать представления о доме и гармоничных семейных отношениях (свет, тепло, уют, любовь, лад, согласие).
Материалы: картинки (игрушки) Копеечка и Секундочка, иллюстрации цветка, шкала самооценки «Норма плюс», наглядные пособия: «Мы растем и созреваем!» и «Чаша» – Приложение 1, рис. 4, 10.4, 28.3, 31.
Методическое описание: педагог формирует у детей представление о цветке как о Чаше, наполняемой светом и теплом, которая передает его человеку. Переносит образ Чаши на человека, модель его взаимодействий и пространство обитания: человек, его отношения и дом наполняются светом и любовью, словно Чаша. Родина – полная Чаша. Соотносит образ Чаши с понятиями: время, творчество, отношения, рост и созревание, благополучие человека; с умением ценить и беречь даже самое малое, (копеечка, секунда, капля), быть благодарным даже за самые малые дары.
Ход занятия
Первый этап: обсуждение назначения предмета быта «чашка». Педагог обращает внимание детей на картинку (игрушку) «фея Копеечка».
- У нас в гостях Копеечка. Интересно, что сегодня она нам принесла? (Показывает изображение «Чаша»). Ребята, что здесь изображено? (ответы)
- Это Чаша! Скажите, для чего нужна дома Чаша человеку? Как она может выглядеть? (ответы: примеры домашней посуды)
Педагог предлагает детям наполнить стаканчики из наборов посуды для кукол различными материалами: крупой, подкрашенной водой, песком и т. д. Затем наливает в чистые чашки кипячёной питьевой водой. Поясняет: сначала чашка была пустой, а теперь она наполнена. Угощает детей кипячёной водой из чашек.
- Ребята, что сейчас с помощью чашки вы получили? (ответы)
- Верно! Воду! Чаша передаёт то, чем наполнена. Показывает детям на шкале самооценки «Норма плюс» фотоизображения раскрывающегося бутона цветка.
- Ребята, давайте подумаем, чем наполняется Чаша цветка? (светом, теплом, росинками, дождинками, ветерком). Педагог наглядно демонстрирует (свет – дети фонариком светят, теплом и ветерок – предлагает детям согреть дыханием свои ладошки)
- Значит, что передаёт цветок в своей чашечке? (красоту, свет, тепло, аромат, нектар).
- Чем еще похожи цветок и Чаша (ответы: похожи округлыми формами, есть ножка и основание (корни).
Педагог делает перенос свойств цветка и Чаши на человека: человек, как цветок, получает свет и тепло Солнца и дарит их близким, всей Земле. Каждый день мы наполняемся (как Чаша) вниманием, заботой, благодарностью, любовью. Будем же нести их миру!
Второй этап: перенос свойств Чаши на понятие «дом». Педагог показывает наглядное пособие «Чаша».
- Фея Копеечка рассказала, что существует выражение: «Дом – полная Чаша». Как вы думаете, что оно означает? Можно ли дом сравнивать с Чашей и почему? (ответы)
- Правильно, ребята! Дом тоже, как и Чаша, может наполняться. Приведите примеры (мебелью, посудой, картинами, книгами, приборами и т. д.)
- Человек наполняет свой дом, чтобы в нём было красиво и уютно. Но самое главное, чтобы дом наполнялся красивыми отношениями людей. Назовите их (ответы: любовью, заботой, согласием, трудолюбием, мастерством и т. д.).
Педагог делает вывод: Мы наполняем свой дом (как Чашу) и получаем уют, тепло, чувство защищённости, возможность творчества, совместного труда и отдыха и т. д.
- Как вы считаете, можно ли назвать дом полной Чашей, если в нем ссорятся, ленятся, создают беспорядок?
- А если не умеют ценить самую малость: семя, копеечку, секунду времени, каплю воды? Педагог разъясняет о возможных упущенных возможностях: например, из семени могло бы вырасти большое дерево с плодами; без копейки не будет рубля; за одну секунду можно спасти жизнь человеку, из капель воды состоит огромный океан, а по одной капле из крана может утекать очень много воды, за которую платят деньги (ответы)
- Конечно же нет! Ребята, дом – полная Чаша, когда в нём живут трудолюбивые, честные и добрые мастера. Когда он наполнен светом, теплом и достойными отношениями, дружбой, благодарностью, и любовью. Когда его хозяева умеют добросовестно трудиться, ценить и беречь даже самое малое.
Педагог показывает наглядное пособие «Мы растем и созреваем!».
- «Дом – полная Чаша», когда его жители – хозяева познают новое, растут и созревают. Так кто же делает дом полной Чашей? (ответ: люди – своим трудом, творчеством, красивыми отношениями)
- Копеечка, Секундочка и я желаем вам всем, пусть ваш дом будет полной Чашей!
- Задание: выполнить раскраску стр. 16 книги «Рисунки красивых отношений»
- Задание: выполнить раскраску и урок красивых отношений стр. 56, 57 книги «Сказание о Любви»
- Задание: выполнить раскраску «Денежное дерево» и «Дом – полная Чаша» стр. 34, 35 книги «Приключения феи Копеечки»
- Задание: уроки красивых отношений стр. 65 – 67 книги «Сказание о Любви»
- Задание: аппликация, рисунок на тему «Мой дом – полная Чаша».