Дистанционный курс обучения по программе финансового воспитания
«Дети и денежные отношения »
(36 часов)
Навигация
Введение
1 - Семинар «Парциальная программа «Дети и денежные отношения» – часть 2
2 - Принцип дерева в финансовом воспитании
Спросите у природы.
Сенека
Работа по Программе опирается на свойства фрактала «дерево» – универсальный паттерн самоорганизации живой природы, имеющий устойчивую резонансную форму и проявленный на микро и макроуровне. Он раскрывается и ветвится из точки единого начала (также, как из семени вырастает дерево). Точки ветвления в нем символизируют точки роста, бифуркации, моменты нравственного выбора, а ветви – новые горизонты, перспективы, возможности, альтернативные пути развития человека и его отношений, явления, процесса, состояния. Осознанная настройка на этот фрактал упорядочивает мыслительный процесс, приводит структуру и содержание процесса финансового воспитания в соответствие с его свойствами: ветвление и вмещение, подобие (единство) целого и части и проч. Резонируя по форме и содержанию с архетипами бессознательного человека (Древо познания, древо Жизни, древо Рода и проч.), фрактал «дерево» сообщает субъектам, а также самому процессу познания и его результатам устойчивое резонансное состояние и тем самым оказывает гармонизирующее воздействие на личность человека. Структурированный на его основе (и зримый!) образ денежной системы России упорядочивает и гармонизирует взаимодействие с деньгами.
В подходах Программы учитываются результаты научных исследований, которые показывают, что визуальный образ оказывает такое же воздействие на сознание и психику человека, как и реальный объект. Поэтому опора на свойства и цикл жизни дерева, введение метафорического образа «Древо денежной системы РФ» оживляет и одухотворяет процесс знакомства с деньгами и денежными отношениями, интегрирует и упорядочивают полученные знания, помогает ребенку принять безусловно нормы правильного финансового поведения, основанные на духовно-нравственных принципах.
3 - Метод визуализации абстрактных понятий
4 - Визуальный образ «Дерево денежной системы РФ»
Работа по Программе реализует принцип дерева и направлена на формирование и визуализацию образа-метафоры «Дерево денежной системы РФ». Для этого на первом этапе знакомства детей с денежными отношениями, нормами и моделями финансового поведения и формирования предпосылок духовно-нравственных качеств, педагог использует опорный образ Нормы «Древо». Он обращает внимание ребенка на красоту, строение живого дерева, функциональные особенности его частей (корни, ствол, крона); на обязательное наличие корней, как условие жизни растения. Взаимосвязи его структурных элементов характеризуются как отношения дружбы, согласия, взаимопомощи, взаимопонимания.
Затем свойства и качества живого дерева (порядок, связи, движение, единство) переносятся на метафорические образы: Древо отношений, Древо семьи, рода и т. д. Дети узнают, что связь (дружба, взаимопомощь) кроны и корней в них осуществляется познанием, трудолюбием и мастерством человека, его нравственным выбором, умением строить красивые, добрые, достойные отношения.
Свойства «Древа отношений» и позитивные ассоциации, связанные с ним, переносятся на образ «Древо денежной системы РФ». С его помощью раскрывается причинно-следственный характер связи между понятиями: знания, труд, мастерство, красота отношений и благополучие, финансовая успешность человека. Этот гармоничный образ интегрирует представления о денежных отношениях в единое смысловое поле. Фея Копеечка знакомит детей с денежными знаками, структурой и взаимосвязями денежной системы России; с понятием «заработная плата как плод честного труда человека». Они узнают, что у денежных знаков, как и у человека есть достоинство. Поэтому, необходимо учиться строиться достойные денежные отношения. У детей упорядочиваются представления о денежных отношениях, о структуре семейного бюджета и потребностях семьи. Дети узнают, откуда берутся деньги, что такое «источник благ, благополучия», трудолюбие, мастерство, честность в работе и как человек зарабатывает деньги. Дети начинают понимать значение Копейки как показатель трудолюбия и мастерства человека и начало денежной системы РФ (как семя, с которого начинает рост Древо денежной системы РФ). В результате, у детей формируется визуальный опорный образ «Древо денежной системы РФ», как древо, в основании которого монета достоинством «1 копейка», а крона – бумажные купюры. Связь (дружба, взаимопомощь) кроны и корней осуществляется за счет движения сока по денежному древу, которым является познание, трудолюбие и мастерство человека, его нравственный выбор, умение строить красивые, добрые, достойные отношения. С его помощью дети узнают, что отношение человека к деньгам влияет на отношения внутри семьи и государства, на экологию окружающей среды; что выбор человека определяет результат его взаимодействия с деньгами – вред (конфликты, невежество, леность, жадность, болезни) или пользу (укрепление отношений, знания, здоровье).
Таким образом, установление с помощью метафорического образа «Дерево денежной системы России» ребенок подготавливается к пониманию морально-этических норм и правил поведения в сфере денежных отношений семьи, общества, к восприятию денег не как конечной цели труда (наживы, обогащения), а как инструмента творческого труда на созидательных принципах (См. планируемые результаты работы с применением опорного образа Нормы «Древо»)
5 - Визуальные образы в профилактике и коррекции денежной зависимости
Одной из задач финансового воспитания является предупреждение разного рода зависимых состояний, на почве неверных представлений о деньгах. Реализация Программы значительно снижает риск приобретения денежной зависимости. У детей формируется представление об источнике благ и благополучия, в первую очередь, как внутреннем факторе – это знания, умения, навыки, мастерство, трудолюбие, достойные отношения человека. Благодаря широкому спектру применяемых методов, приемов и инструментов происходит эффективное усвоение данной информации за счет ее подачи одновременно на четырех кодах: рисуночном, числовом, символическом, словесном (П. М. Эрдниев).
Для осуществления профилактики и коррекции денежной зависимости необходимо в процессе педагогического общения разделять интерес детей к различным финансовым ситуациям и противоречиям, выслушивать комментарии и выводы об их личном и семейном опыте взаимодействия с деньгами. При интерпретации финансовых ситуаций использовать универсальную визуальную основу Программы. Опираясь на визуальные образы нормы, оперировать парадоксальной (непротиворечивой) логикой, показывать и учитывать причинно-следственный характер связей окружающего мира, человека и его отношений, поддерживать правильные точки зрения. Рассматривать поступившую информацию, поступки людей, возникающие в группе факты, ситуации и обстоятельства с позиций основных положений Программы, с помощью визуальных образов нормы и/или не нормы.
Необходимо, используя универсальную визуальную основу из материалов Программы, проводить в повседневной жизни группы комплекс мер, направленных на профилактику и коррекцию денежной зависимости:
- использовать ключевые образы, стихи и позитивные установки (из сказок, спектаклей, обучающих раскрасок, нейротренажеров и проч.);
- от лица сказочного персонажа «фея Копеечка» рассуждать с детьми о соотношении качества и цены того или иного предмета (эта игрушка дешевле, а эта намного дороже; из этого материала игрушка прочнее, она дольше будет служить, поэтому ее выгоднее купить. Эта дорогая игрушка, но быстро сломалась и т. п.);
- доносить до детей от лица героев Копеечка, Капелька, дядюшка Свет, Секундочка, что освещение, обогрев, ремонт помещения группы и проч. обеспечивается благодаря труду и мастерству взрослых, в т.ч. и их родителей. Подкреплять утверждения визуальными образами: панно «Дерево денежной системы России», «Мы растем и созреваем!», иллюстрации из книг «Сказка о Копеечке», Приключения феи Копеечки, Сказание о Любви. Пояснять, что так взрослые добровольно делятся с детьми своими благами: духовными (любовь, забота, мастерство, ответственность и проч.) и материальными (деньгами, заработной платой);
- акцентировать внимание детей на ценности малого (ластик, карандаш, лист бумаги и проч.);
- показывать на конкретных примерах необходимость выражения благодарности родителям за предоставленные возможности и блага. Осваивать все новые, красивые формы и способы выражения благодарности родителям (словом, поступком, действием, устремленностью, ответственностью, трудолюбием, творчеством, заботой, помощью и т. д.);
- приводить примеры положительного и отрицательного влияния денежных отношений человека на природу и объекты окружающего мира.
При таком подходе, на визуальной основе норм и правил финансового поведения осуществляется профилактика и коррекция денежной зависимости. Сфера денежных отношений становится для взрослых и детей источником получения и усвоения финансово-экономических знаний, умений, навыков и мастерства на базовых принципах.
6 - Занятие «Знакомство с феей Копеечкой» ОнлайнДетСад
7 - Мастер-класс «Цветок отношений»
Конспект занятия. Беседа-визуализация «Цветок отношений» – фрагмент.
Цель: формирование представлений о системе гармоничных межличностных отношений, в том числе детско-родительских.
Задачи:
- визуализировать образ «Цветок отношений»;
- формировать ценностное отношение к семье, обществу.
Материалы и оборудование: игра «Цветок отношений» из серии «Спектральная мозаика»: лепестки О-образной формы и кружок (центр, серединка цветка). Приложение 1, рис. 24, 25.
Методическое описание: педагог обращает внимание ребенка на красоту живых цветов, их строение и взаимосвязи структурных элементов (корни, стебель лепестки, бутон) как отношения взаимопомощи, согласия, основанные на порядке, единстве. Свойства и качества живого цветка переносятся на сферу межличностных отношений для визуализации образа «Цветок отношений».
Центр цветка символизирует базовые духовно-нравственные ценности: любовь, уважение, и т. д., а лепестки – участников взаимодействия, принимающих эти ценности и обладающих равными правами и обязанностями. Дети учатся правильно выстраивать композицию: «Цветок отношений». В результате ребенок ассоциирует свойства и качества живого цветка с гармоничными отношениями, в т.ч. денежными отношениями. Педагог уточняет: в центре цветка отношений не могут находиться материальные объекты (родственники, друзья, деньги, игрушки и проч.), только базовые ценности.
Ход занятия….
8 - Индивидуальные беседы с детьми «Цветок отношений»
9 - Игра Спектральная мозаика «Цветок отношений»
10 - Видео открытого занятия с детьми по программе
11 - Образовательный нейротренажер «Алфавит: Природа и Я»
Конспект занятия. Нейротренажер «Алфавит: Природа и Я»
Цель: формирование бережного отношения к природе.
Задачи:
- развивать навыки саморегуляции и психоэмоциональную устойчивость;
- учить соблюдать на определенном интервале времени условия, заданные педагогом.
Материалы и оборудование: глобус, картинки: Секундочка, Копеечка», USB-флеш-накопитель с видеофайлом нейротренажера «Природа и Я».
Методическое описание. Предлагается три упражнения:
- первое: «Повтори букву»: Просмотр видеоряда и повтор вслух (за диктором) названия букв русского алфавита. Появление на экране каждой буквы дети могут сопровождать движениями (например, рисуя обеими руками перед собой сферу);
- второе: «Повтори слово»: дети просматривают видеоряд и повторяют вслух за диктором ключевые слова (например, качества личности);
- третье: «Назови букву и слово»: дети просматривают видеоряд только с музыкальным сопровождением и при появлении буквы стараются вспомнить и назвать ее и ключевое слово.
Примечание: при необходимости педагог помогает детям (ориентируясь на перечень слов в конспекте занятия).
Ход занятия
– Ребята, у нас в гостях Копеечка с новым видеоупражнением. Мы с вами уже убедились, чтобы подружиться с Копеечкой и стать успешным человеком, нужно знать и беречь окружающую природу: деревья, цветы, плоды, семена. Почему? (ответы: они нас питают и дают нам знание о жизни)
– Сегодня мы повторим алфавит и узнаем, запомним новые слова об окружающей нас природе.
Педагог организует просмотр видеоролика «Природа и Я». Во время выполнения упражнения одобрительно отмечает (вслух) факт установления полной тишины и спокойствия. По окончании игры подводит итоги, отмечает личные достижения каждого ребенка (повышение дисциплины, увеличение выдержки, степени спокойствия и времени просмотра видеокомпозиции). В начале занятия звучит позитивная установка. Дети слушают и повторяют (заучивают):
Дружно учим алфавит.
Он о жизни говорит.
Друг за другом буквы встали,
О природе рассказали.
А [а] – атмосфера Б [бэ] – благо В [вэ] – волна Г [гэ] – гармония Д [дэ] – дар Е [е] – единство Ё [ё] – емкость Ж [жэ] – жизнь З [зэ] – зерно И [и] – источник Й [и краткое] – устоЙчивость К [ка] – красота Л [Эль] – легкость М [эм] – мера Н [эн] – норма О [о] – образ П [пэ] – природа | Р [эр] – равновесие С [эс] – свет Т [тэ] – тайна У [у] – умножение Ф [эф] – форма Х [ха] – хлеб Ц [це] – ценность Ч [че] – чистота Ш [ша] – шелест Щ [ща] – щедрость Ъ [твердый знак] – твердость Ы [ы] – смЫсл Ь [мягкий знак] – мягкость Э [э обратное] – экология Ю[ю] – юннат Я [я] – явление. |
Игра-упражнение «Внимание!»
Педагог предлагает перечень слов. Дети определяют, какие из них прозвучали в нейротренажере, а какие – нет. Пример:
Слова, которые были названы | Слова, которые не названы |
|
|
Игра-упражнение «Норма или не норма?»
Педагог называет слово и предлагает детям определить его как норму или не норму для человека и окружающей природы. Педагог перечисляет слова, а дети характеризуют их как: «норма» или «не норма». Можно использовать раздаточный материал – смайлики.
Слова «Норма» | Слова «не норма» |
|
|
Дополнительные задания для работы с данным материалом педагог:
- Раскрывает смысл и содержание слов из видеоролика, устанавливая его связь с понятием «Природа» (на конкретных примерах).
- Предлагает назвать другие слова, характеризующие красоту и величие окружающей природы.
- Показывает (на примерах из жизни и художественной литературы), когда и как можно причинять вред или оказывать помощь природе, подводит детей к выводу о необходимости беречь природу (таблица 2).
- Использует видеоряд «Алфавит: Природа и Я» как на универсальную визуальную основу, постепенно расширяя перечень понятий на патриотическую тему, раскрывающих духовно-нравственный, причинно-следственный характер связи «Человек – Природа».
Примечание: рекомендуется проводить оценку групповой и/или индивидуальной работы детей по шкале «Норма плюс» и «Мастер плюс».
12 - Песочная анимация «Приключения феи Копеечки»
Конспект занятия. Просмотр песочной анимации «Приключения феи Копеечки»
Задача: закрепить пройденный материал, представления о нормах и правилах и моделях поведения в денежных отношениях семьи, общества, государства.
Материалы: флэш-накопитель «Видеотека ВТО/Источник» с песочной анимацией «Приключения феи Копеечки»
Ход занятия
Педагог предлагает детям вспомнить сказку о Копеечке. Просит вспомнить, к кому любит приходить в гости Копеечка. Организуется просмотр видеоролика песочной анимации. По завершении просмотра проводится разбор моделей финансового поведения героев. Рефлексия.