Программы патриотического и финансового воспитания дошкольников и школьников

В соответствии с ФГОС

АНО "ЕДИНСТВО"

Дистанционный курс обучения по программе финансового воспитания
«Дети и денежные отношения »
(36 часов)

Copyright © 2020 г. финансовое-воспитание.рф. Все права защищены. | Политика конфиденциальности |

Навигация

1. Общая презентация программы «Дети и денежные отношения»

2. Обучающий семинар-практикум для педагогов. Часть1

3. Домашнее задание. Тренинг-визуализация «Визуальный образ»

Тренинг-визуализация «Визуальный образ»

(для самостоятельной работы)

Задача:

  • понять роль и значение визуальных образов Нормы в обучении, их влияние на процессы жизнедеятельности и сферу денежных отношений человека.

Ход тренинга

Ведущий. Уважаемые педагоги, в ходе реализации Программы вы будете оперировать визуальными образами нормы и не нормы явлений, ситуаций, состояний, норм и правил финансового поведения. Хотели бы вы понять, как влияют визуальные образы на нашу личную жизнь и сферу профессиональных интересов, что делают ее лучше или хуже, помогают или мешают управлять процессами жизнедеятельности? (ответы: да, это интересно)

Ведущий. Хорошо! Представьте, пожалуйста, лимон. Все представили?  (цвет, форму, немного неровную,  ярко-желтую  поверхность кожуры). А теперь представьте, как разрезаете этот лимон и ломтик кладете на язык (реакция и комментарии участников)

Ведущий. Что вы ощутили? (ответ: запустился процесс слюноотделения). Верно, в нашем теле запустился конкретный процесс. Все это почувствовали? (ответы) Скажите, был ли сейчас в этой аудитории лимон? (Нет, лимона здесь не было. Здесь сейчас была информация о лимоне, наше представление о нем).

Ведущий. Верно. Можно сказать, что здесь был только образ лимона, его невидимая – энергоинформационная составляющая. Именно она оказала на нас такое влияние.  Образ запустил конкретный процесс в нашем теле. Скажите, если бы здесь находился человек, который никогда лимон не видел и не пробовал, запустился бы у него процесс слюноотделения? (ответ: нет, не запустился бы. У него нет образа лимона, представления о нем)

Ведущий.  Верно! А если бы человек видел лимон, но никогда его не пробовал, то процесс слюноотделения произошел бы?  (Нет! Потому что не пробовал его, не знает его кислый вкус).

Ведущий. Можно ли сказать, что образ лимона в таком случае у него не полный? А если бы я вместо слова «лимон» я произнес неизвестное вам название экзотического плода, кислого на вкус. Запустился бы у вас процесс слюноотделения? Почему? (ответы: нет. Потому что незнакомое слово не несет никакого образа, представления).

Ведущий. Я согласен с вами.  Значит, можно сделать вывод, что образ явления, объекта (например, денег) в нашем сознании, памяти может иметь разную степень проявления (полноту). В данном случае образ лимона у нас с вами проявлен очень ярко – на уровне зрительного, слухового, тактильного и вкусового ощущения, потому что мы его не раз видели, осязали и пробовали на вкус. Поэтому нам было легко воспроизвести (вспомнить) его образ, который моментально запустил процессы в нашем организме. У человека, который только видел лимон, но не пробовал его ни разу на вкус, образ проявлен слабо, поэтому не смог запустить изменения. Чего же не хватило в его представлении-образе лимона для полноты ощущений? (ответ: вкусовых ощущений)

Ведущий.  Верно. А теперь давайте все вместе постараемся описать, как можно подробнее, образ лимона, его признаки, свойства, качества. Обратите внимание, по мере перечисления, образ лимона проявляется все ярче и ярче. А если бы здесь сейчас присутствовали физик, химик, ботаник или философ, смогли бы они продолжить список признаков образа лимона? (ответ: Да, они смогли бы внести дополнения и проявить образ лимона еще ярче).

Ведущий.  Верно! Можно сказать, что понятие «образ» многогранное, многоуровневое.  Его можно познавать, пополнять всю жизнь и все равно останется что-то неизведанное, тайное. Можем ли мы с вами сделать следующие выводы:

  • Образ (денег, денежных отношений, Дерева денежной системы РФ) – это многоуровневое явление (ответ – да)
  • Образ денег формируется ярко при участии всех видов анализаторов человека, особенно, при их слаженной работе
  • Чем ярче проявлен образ, тем свыше степень его проявления на материальном плане
  • Все процессы на материальном плане начинаются с образа (идеи)
  • Образ – процесс – результат. Такова цепочка осуществления, решения задач (в т.ч. финансово-педагогических). Нет образа – нет процесса – нет результата.
  • Качество образов – определяет результативность и эффективность ОБРАЗ-овательного процесса.

Ведущий. Приведите, пожалуйста, примеры связи «образ и его проявление на материальном плане», «причина и следствие».

Ведущий. Скажите, а если образ будет негативный, то его проявление (результат) может быть положительным? (ответ: Нет. Результат будет отрицательным).

Ведущий. Верно! Можно ли сделать вывод: от того, какими образами мы оперируем в сознании, зависит, какие процессы в нашей жизни запускаются? Приведите примеры.

Ведущий.  Предлагает завершить начатые предложения:

Чем больше негативных образов в сознании, тем человек …

Чем больше позитивных образов в сознании, тем человек …

Чем больше позитивных образов в сознании, тем его здоровье, благополучие …

Чтобы иметь достаточно денег, нужно…

Чем ярче проявлен в сознании образ денег, тем …

Чтобы воспитать хорошего ребенка, нужно ему давать …

Финансово-педагогические компетенции – это … .

Ведущий. Значит, важно формировать в сознании позитивные, яркие (высокопотенциальные) образы, которые раскрывают позитивные процессы. Будет ли распространяться все, что мы говорили об образе (образе лимона) на образ денег, денежных отношений?

Ведущий.  Назовите функции ключевых образов Программы: Дерево денежной системы России, Цветок денежных отношений и т.д.?

Ведущий.  Задача Программы – помочь сформировать универсальные, красивые, ясные, многомерные образы, которые будут помогать на протяжении всей жизни осуществлять выбор, достигать успеха в профессиональной и личностной сфере и финансового благополучия, проявлять свою уникальность и неповторимость. Эти образы – опорные образы Нормы. Они являются опорой при решении педагогических задач и выводить на Норму – в равновесное, устойчивое состояние, субъектов и межличностные отношения. Вниманию педагогов предлагается система опорных образов Нормы.

Рефлексия.

4. Шкала самооценки «Норма плюс»

Конспект занятия. Беседа «Моя оценка”

(на основе шкалы самооценки «Норма плюс»)

Цель: формирование у ребенка навыка адекватной самооценки

Задачи:

  • познакомить с тремя фазами цикла жизни дерева;
  • формировать уважительное отношение к результатам своего и чужого труда;
  • показать многоуровневую природу мастерства;
  • формировать гармоничный образ Я.

Материалы: фея Копеечка, панно «Шкала самооценки «Норма плюс» (на основе цикла жизни дерева), игра-мозаика «Волшебный калейдоскоп» (на основе стопкадров нейротренажера)

Ход занятия

Первый этап. Педагог и фея Копеечка напоминают детям о «Сказании о мастерстве» и демонстрирует детям наглядное пособие «Шкала самооценки», на котором показаны три фазы цикла жизни дерева (рост, расцвет, плодоношение). Педагог просит детей показать и назвать знакомые им образы. Затем рассказывает об особенностях каждой фазы цикла жизни дерева, интерпретируя пробуждение семени, рост дерева и созревание плода, как добросовестный труд и непрерывный процесс наработки мастерства.

Второй этап. Педагог показывает на личном примере, как использовать шкалу для самостоятельной оценки результатов своего и чужого труда, уровня мастерства, а также состояний, процессов и ситуаций (с помощью одного из визуальных образа, изображенных на ней).

Третий этап. В последующем, после завершения выполнения заданий педагог предлагает каждому ребенку самостоятельно выбрать образ-оценку своего труда на шкале «Норма плюс». Он принимает выбор (любой!) каждого из воспитанников и просит обосновать, пояснить этот выбор образа-оценки, отвечая на следующие вопросы:

  1. Почему он выбрал именно этот образ, а не два соседних с ним.
  2. Почему выбрана именно эта фаза цикла, а не две других (наличие развернутого ответа ребенка говорит о правильности формировании навыка адекватной самооценки).
  3. Что необходимо для перехода на следующий уровень мастерства по этой шкале (мысли, слова, действия, поступки).

Примечание: шкала самооценки размещается в группе (в виде настенного панно). Педагог достаточно часто использует ее, показывая детям (в т.ч. на собственном примере) алгоритм самооценки. При этом акцентирует внимание на многоуровневом характере и перспективе роста (повышения) мастерства, индивидуальной нормы человека.

5. Примеры работы с детьми с применением опорного образа Нормы

Конспект занятия. Беседа «Как растет заработная плата?

Для чего нужна зарплата?»

Задачи:

  • мотивировать на непрерывный рост мастерства;
  • визуализировать многоуровневый характер, рост заработной платы;
  • показать зависимость размера заработной платы человека от уровня его мастерства.

Материалы: фея Копеечка, наглядное пособие – панно «Мы растем и созреваем!», иллюстрация «Как растет зарплата» стр. 20 книги «Знакомим ребенка с денежными отношениями».

Методическое описание: педагог на примере созревания плода помидора знакомит детей с закономерностями роста заработной платы человека: постепенный рост, – по мере повышения уровня знаний, трудолюбия и мастерства человека.

Ход занятия

Педагог предлагает детям наглядное пособие «Мы растем, мы созреваем!».

  •  Ребята, посмотрите, сегодня с нами снова фея Копеечка и ее любимая картинка.
  •  Помните, как долго и старательно трудился помидорный куст на грядке в огороде, чтобы у него появился такой красивый, вкусный и зрелый плод (показывает на самый зрелый плод на изображении). Так и человеку нужно потрудиться на работе, чтобы получить заработную плату (плод его труда).
  •  Теперь мы знаем, что всем необходимо трудиться чтобы созревать.
  •  Ребята, вы обратили внимание, что плоды на картинке отличаются друг от друга? Чем?  Почему? (разная степень зрелости)
  •  Красивый, зрелый помидор не сразу же вырос таким большим и красным. Сначала он был маленькой зеленой помидоркой. Постепенно и не заметно, но очень старательно он созревал день за днем. Расскажите, что у него менялось во время созревания? (ответы: размер, цвет, вкус)
  • – А что у него осталось тем же самым? (ответ: он остался самим собой, помидором)
  •  Верно, так плод нарабатывал свое мастерство. Только поэтому стал таким зрелым (взрослым) плодом. Расскажите по картинке, как он созревал. Каким помидор был сначала и каким он стал потом? (ответы)
  •  Ребята, заработная плата человека – плод его труда, как и помидор, не бывает сразу же большой. Она растет и созревает постепенно (как плод). Чем больше мастерства нарабатывает человек, тем больше становится плод его труда – заработная плата.
  •  Когда помидор был маленький и зеленый, он расстраивался, что еще не стал красным и большим? (ответы)
  •  Конечно же нет! Он просто продолжал трудиться – расти и созревать!
  •  Ребята, скажите, что нужно делать человеку, чтобы получать более высокую зарплату? (ответы: расти и созревать – учиться, мастерить, следить за своим здоровьем и т. д.)

Педагог делает вывод: Молодцы! Будем вместе стараться нарабатывать мастерство, чтобы потом на работе наша заработная плата становилась все больше и больше, росла и созревала вместе с нами, как плод. Педагог предлагает детям рассказать, как и какой именно аспект мастерства они будут совершенствовать уже в сегодняшнем дне.

Задание: рассмотреть и описать иллюстрацию «Как растет зарплата» стр. 20 книги «Знакомим ребенка с денежными отношениями».

5.1. Мастер-класс работы с опорным образом Нормы «Созревание»

5.2. Дидактическая игра-сериационный ряд «Созревание

Конспект занятия. Игра-сериационный ряд «Созревание»

Задача: визуализировать и закрепить представления о закономерностях роста и созревания человека, его мастерства и заработной платы.

Материал: игра-сериационный ряд «Созревание» (Приложение 1, рис. 27).

Методическое описание: игра предназначена для групповой и индивидуальной работы. Она состоит из 6 карточек с изображением плода помидора на разных этапах созревания. Педагог предлагает детям вспомнить закономерности созревания плодов, рассказать, как созревали плоды яблони в «Сказании о мастерстве» (постепенность, поэтапность, изменение одних характеристик и неизменность других). Затем выдает каждому по одному набору карточек игры «Созревание» и поочередно озвучивает задания.

Ход игры:

Игровые задания:

  • разложить карточки по порядку (от самого маленького до самого большого плода) и рассказать, что сначала, а что потом (или как созревал помидор);
  • найти ошибку (педагог правильно выстраивает сериационный ряд. Просит ребенка закрыть глаза и нарушает последовательность, перекладывая одну карточек на другое место в ряду. Предлагает ребенку открыть глаза, найти и исправить ошибку);
  • определить, какой карточки не хватает (педагог несколько раз убирает ту или иную карточку из ряда);
  • педагогу поменяться ролями с детьми (дети нарушают последовательность карточек, а педагог ищет ошибку).

В ходе выполнения детьми заданий педагог интерпретирует последовательность карточек в контексте роста и созревания человека и его мастерства: «Да, именно так и растет наше мастерство!» или «Нет, так мастерство не может расти. Так не бывает!». Он обращает внимание детей: для наиболее точного построения сериационного ряда нужно ориентироваться не только на изображение плода, но и на плавный цветопереход фона карточки. Если задание вызывает затруднение, то количество карточек можно уменьшить. После освоения первого уровня игры, педагог вводит в игру два (и более) комплектов карточек – для повышения уровня сложности. Дети выбирают из большого числа карточек нужные и выстраивают из них два (и более) сериационных ряда.

Педагог просит разложить карточки в правильной последовательности и задает вопросы:

  •  Расскажите, как растет человек и его мастерство? (ответы: постепенно)
  •  Как растет его заработная плата? (ответ: тоже постепенно)
  •  Что нужно сделать, чтобы плодов помидора стало больше? (ответ: сохранить часть урожая и посадить семена)
  •  Что нужно сделать, чтобы заработная плата росла? Как ее использовать, чтобы достаток человека становился больше? (ответ: разумно ее распределять, сохранять часть ее и вкладывать в свое развитие, экономить, использовать только на полезные продукты, нельзя тратить ее на бесполезные вещи и вредные продукты).

5.3 Фрагмент групповой беседы-визуализации с наглядным пособием «Мы растем и созреваем!»

5.4 Фрагмент индивидуальных бесед с применением образа «Созревание плода»

6. Тренинг-визуализация «Созревание личности»

 (для самостоятельной работы)

Цель: закрепить представления о роли и значении визуальных образов Нормы в  образовательном процессе

Задачи:

  • формирование правильных представлений о закономерностях роста и созревания профессиональных и личностных качеств педагога
  • освоить алгоритм визуализация абстрактных понятий.

Материалы:

  1. Наглядное пособие «Мы растем, мы созреваем!»
  2. Игра-сериационный ряд «Созревание»

Ведущий предлагает вниманию педагогов наглядное пособие, на котором изображен процесс созревания плода.

Ход тренинга:

  • Что изображено на иллюстрации? (процесс созревания плода)
  • На что похож этот ряд помидоров? (спираль, шкала, модель)
  • Что есть в каждом помидоре? Для чего? (семя, для воспроизводства)
  • Какую информацию несет семя помидора о плоде? (ожидаемые ответы: какого цвета должен быть помидор, какие должны быть листья, какой формы и какого цвета вырастут плоды, сколько времени расти; чтобы вырасти плодам сначала…, потом…)
  • Что нужно семечку помидора, чтобы прорасти и стать плодом? (благоприятные условия)
  • Если условия меняются (в разной степени), то, что происходит с плодами? Назовите возможные варианты (ответы)
  • Можно ли сказать, что плод, растение стараются адаптироваться к внешним условиям, проявляют устойчивость при неблагоприятных условиях? Будут ли высокоустойчивые растения иметь большую ценность для человека? Почему? (ответы)
  • А у человека есть такая способность адаптации к внешним условиям? Когда она ему пригождается в жизни? Как влияет на его успешность (ответы)
  • С каким человеком вам было бы интереснее, удобнее достигать поставленной цели: с высокими или с низкими адаптационными способностями? Почему? (ответы)
  • Когда плод помидора созревает, что в нем изменяется, а что остается неизменным? (ответы)
  • А у человека что меняется, а что остается неизменным на протяжении всей жизни? (ответы)
  • Можно ли сказать, что человек (ребенок и взрослый), как и любой плод, должен созревать, меняя при этом некоторые свои характеристики, но при этом обязательно должен оставаться самим собой? (ответы)
  • Что происходит с человеком, если эти условия не соблюдаются? Приведите примеры из жизни (ответы)
  • Как созревает помидор, сразу или постепенно? (ответы)
  • А как происходит профессионально-личностный рост человека? (ответы)
  • Возможно ли мгновенное созревание? Почему? (ответы)
  • Сформулируйте основные закономерности развития, роста живой системы, включая субъектов образовательных отношений.

Задание: Визуализируйте с помощью сериационного ряда «Созревание»: профессиональный и личностный рос педагога, понятия – стагнация, профдеформация и эмоциональное выгорание. Поясните:

  • В каком стиле финансового воспитания в большей степени учитывается основные закономерности роста, созревания личности – авторитарном и демократическом? Приведите примеры (ответы)
  • В каком типе образовательных отношений – субъект-субъектном или субъект-объектном, учитываются основные закономерности роста, созревания живой системы, включая личности педагога, родителя, ребенка. Обоснуйте свой ответ.
  • Созвучны ли основные принципы дошкольного образования (ФГОС п.1.4) и виды детской деятельности (с учетом возраста ребенка) основным закономерностям развития, роста живой системы? Обоснуйте свой ответ.

Рефлексия

  • Интересно ли вам было рассмотреть вопросы профессионально-личностного роста педагога и принципы дошкольного образования, изложенные в ФГОС с применением опорного образа Нормы «Созревание»?
  • Как изменилось, обогатилось ваше представление о данных педагогических понятиях?
  • Сможете ли вы применять полученную сегодня информацию в вашей профессиональной деятельности и в сфере личной жизни?
  • Будете ли вы руководствоваться выводами, полученными в процессе данной работы? Как именно?

7. Опорный образ Нормы «Чаша». Конспект беседы «Дом – полная Чаша»

Конспект занятия. Беседа «Дом – полная Чаша»

Задачи:

  • визуализировать метафорический образ достатка и всестороннего благополучия человека «Дом – полная чаша»;
  • раскрыть смысл выражения «Дом – полная чаша»;
  • формировать представления о доме и гармоничных семейных отношениях (свет, тепло, уют, любовь, лад, согласие).

Материалы: картинки (игрушки) Копеечка и Секундочка, иллюстрации цветка, шкала самооценки «Норма плюс», наглядные пособия: «Мы растем и созреваем!» и «Чаша» – Приложение 1, рис. 4, 10.4, 28.3, 31.

Методическое описание: педагог формирует у детей представление о цветке как о Чаше, наполняемой светом и теплом, которая передает его человеку. Переносит образ Чаши на человека, модель его взаимодействий и пространство обитания: человек, его отношения и дом наполняются светом и любовью, словно Чаша. Родина – полная Чаша. Соотносит образ Чаши с понятиями: время, творчество, отношения, рост и созревание, благополучие человека; с умением ценить и беречь даже самое малое, (копеечка, секунда, капля), быть благодарным даже за самые малые дары.

Ход занятия

Первый этап: обсуждение назначения предмета быта «чашка». Педагог обращает внимание детей на картинку (игрушку) «фея Копеечка».

  • У нас в гостях Копеечка. Интересно, что сегодня она нам принесла? (Показывает изображение «Чаша»). Ребята, что здесь изображено? (ответы)
  • Это Чаша! Скажите, для чего нужна дома Чаша человеку? Как она может выглядеть? (ответы: примеры домашней посуды)

Педагог предлагает детям наполнить стаканчики из наборов посуды для кукол различными материалами: крупой, подкрашенной водой, песком и т. д. Затем наливает в чистые чашки кипячёной питьевой водой. Поясняет: сначала чашка была пустой, а теперь она наполнена. Угощает детей кипячёной водой из чашек.

  • Ребята, что сейчас с помощью чашки вы получили? (ответы)
  • Верно! Воду! Чаша передаёт то, чем наполнена. Показывает детям на шкале самооценки «Норма плюс» фотоизображения раскрывающегося бутона цветка.
  • Ребята, давайте подумаем, чем наполняется Чаша цветка? (светом, теплом, росинками, дождинками, ветерком). Педагог наглядно демонстрирует (свет – дети фонариком светят, теплом и ветерок – предлагает детям согреть дыханием свои ладошки)
  • Значит, что передаёт цветок в своей чашечке? (красоту, свет, тепло, аромат, нектар).
  • Чем еще похожи цветок и Чаша (ответы: похожи округлыми формами, есть ножка и основание (корни).

Педагог делает перенос свойств цветка и Чаши на человека: человек, как цветок, получает свет и тепло Солнца и дарит их близким, всей Земле. Каждый день мы наполняемся (как Чаша) вниманием, заботой, благодарностью, любовью. Будем же нести их миру!

Второй этап: перенос свойств Чаши на понятие «дом». Педагог показывает наглядное пособие «Чаша».

  • Фея Копеечка рассказала, что существует выражение: «Дом – полная Чаша». Как вы думаете, что оно означает? Можно ли дом сравнивать с Чашей и почему? (ответы)
  • Правильно, ребята! Дом тоже, как и Чаша, может наполняться. Приведите примеры (мебелью, посудой, картинами, книгами, приборами и т. д.)
  • Человек наполняет свой дом, чтобы в нём было красиво и уютно. Но самое главное, чтобы дом наполнялся красивыми отношениями людей. Назовите их (ответы: любовью, заботой, согласием, трудолюбием, мастерством и т. д.).

Педагог делает вывод: Мы наполняем свой дом (как Чашу) и получаем уют, тепло, чувство защищённости, возможность творчества, совместного труда и отдыха и т. д.

  • Как вы считаете, можно ли назвать дом полной Чашей, если в нем ссорятся, ленятся, создают беспорядок?
  • А если не умеют ценить самую малость: семя, копеечку, секунду времени, каплю воды? Педагог разъясняет о возможных упущенных возможностях: например, из семени могло бы вырасти большое дерево с плодами; без копейки не будет рубля; за одну секунду можно спасти жизнь человеку, из капель воды состоит огромный океан, а по одной капле из крана может утекать очень много воды, за которую платят деньги (ответы)
  • Конечно же нет! Ребята, дом – полная Чаша, когда в нём живут трудолюбивые, честные и добрые мастера. Когда он наполнен светом, теплом и достойными отношениями, дружбой, благодарностью, и любовью. Когда его хозяева умеют добросовестно трудиться, ценить и беречь даже самое малое.

Педагог показывает наглядное пособие «Мы растем и созреваем!».

  • «Дом – полная Чаша», когда его жители – хозяева познают новое, растут и созревают. Так кто же делает дом полной Чашей? (ответ: люди – своим трудом, творчеством, красивыми отношениями)
  • Копеечка, Секундочка и я желаем вам всем, пусть ваш дом будет полной Чашей!
  • Задание: выполнить раскраску стр. 16 книги «Рисунки красивых отношений»
  • Задание: выполнить раскраску и урок красивых отношений стр. 56, 57 книги «Сказание о Любви»
  • Задание: выполнить раскраску «Денежное дерево» и «Дом – полная Чаша» стр. 34, 35 книги «Приключения феи Копеечки»
  • Задание: уроки красивых отношений стр. 65 – 67 книги «Сказание о Любви»
  • Задание: аппликация, рисунок на тему «Мой дом – полная Чаша».

8. Метод цветовой видеогармонизации (автор Кузнецова Н.А.). Сеанс релаксации

    Известно, что «Цвет, как энергия, необходим для поддержания тонуса ЦНС. … Цвета можно сравнить с витаминами, необходимыми ребенку для роста и развития» (Демидов В. Е. 1987). Восприятие цвета сугубо индивидуально. Цветовые предпочтения, ассоциации, цветовая память могут существенно влиять на их качество, уровень и даже становиться «ловушкой», препятствуя усвоению нового материала. Швейцарский художник, крупнейший исследователь цвета в искусстве и один из ведущих преподавателей И. Иттен писал: «Для воспитания вообще и художественного воспитания в частности, знание субъективных цветовых предпочтений имеет большое значение. Субъективные цветовые предпочтения открывают путь к познанию индивидуальных особенностей мышления, чувств, поведения ученика. Помочь найти присущее только ему тяготение к тому или иному цвету или форме, значит, помочь ему открыть самого себя. … Внутренний склад человека, его внутренняя структура отражаются в его персональном цветовосприятии».

    Метод цветовой видеогармонизации (флэш-носитель Видеотека ВТО, автор Кузнецова Н. А.) направлен на выявление и удовлетворение цветовых предпочтений каждого ребенка и основан на гармонизирующих свойствах цветового спектра. В работе по данному методу используются гармоничные образы и цветозвукоформы (спектр, семя, цветок, соты, сфера, звезда и прочее). Видеогармонизация как и цветотерапия – один из старейших методов лечения известных человечеству, не имеет противопоказаний. Наблюдение на экране телевизора (проектора) за плавным движением красивых, непрерывно и постепенно меняющихся цветовых композиций, синхронизированным с музыкальным сопровождением, обеспечивает цветовое (световое) насыщение (особенно актуально для северных регионов, в условиях полярной ночи). Просмотр видео вызывает умиротворение, снимает усталость, улучшает настроение, психоэмоциональное состояние, цветоразличение и цветовосприятие, что благоприятно влияет на межполушарные связи головного мозга. Цветовая видеогармонизация применяется для бесед-визуализаций абстрактных понятий. Также, образы, предлагаемые в ней, можно использовать по разным направлениям работы, в различных режимных моментах. Видеоизображения со спокойным музыкальным сопровождением («Сладкие грезы» П. И. Чайковского, Аве Мария Ш. Гуно и т. п.) дети просматривают перед сном для расслабления и настройки на отдых. Видеоролики с бодрым, ритмичной музыкой используется для поднятия тонуса (после дневного сна). Педагогу рекомендуется самостоятельно определять и контролировать продолжительность и частоту сеансов цветовой видеогармонизации, учитывая индивидуальные особенности и состояние детей (легко, спокойно, интересно).

9. Образовательные нейротренажеры. Видеотка ВТО

(на основе видеокомпозиций)

   Наряду с традиционными интерактивными формами: чтением сказок, беседами, заданиями, упражнениями и играми по теме финансовой грамотности предлагается уникальная разработка – серия образовательных нейротренажеров. Работа с ними направлена, помимо решения основных образовательных и развивающих задач, на формирование у детей универсальной визуальной основы – зримых (динамичных, ярких и легко запоминающихся!) образов норм и правил поведения (в т.ч. финансового). Визуальная подача материала улучшает восприятие и сохранность получаемой информации. Позволяет в большей степени развивать абстрактно-логическое и ассоциативное мышление, гармонизировать психоэмоциональное состояние, что значительно повышает возможности произвольного внимания, память, усидчивость, самоконтроль, развитие зрительно-моторной координированности. Работа с нейротренажером, гармонизируя межполушарные взаимодействия головного мозга, приводит к формированию новых нейронных связей и укреплению (обогащению) уже имеющихся, способствует усвоению материала, физическому, интеллектуальному, психоэмоциональному и духовно-нравственному развитию ребенка. Работа с образовательными нейротренажерами направлена на решение целого ряда задач: образовательных, развивающих, воспитательных и коррекционных:

  • нейротренажер «Алфавит: мои качества»: дети подготавливаются к правильному восприятию связи «язык, правильная речь, личностные качества и благополучие человека». С помощью нескольких игр-упражнений они знакомятся с русским алфавитом и некоторыми нравственными качествами личности;
  • нейротренажер «Алфавит: Деньги и Я»: дети знакомятся с русским алфавитом и, одновременно, знакомятся с понятиями сферы денежных отношений, подготавливаются к правильному восприятию денег и материальных благ;
  • нейротренажер «Упражнение-игра «Секунда спокойствия» и «Минута спокойствия». Дети подготавливаются к пониманию пространственно-временного аспекта денежных отношений, прямой связи между понятиями «время и деньги», «отношение к времени и благополучие»;
  • нейротренажер «Счет до 10-ти»;
  • сеанс цветовой видеогармонизации: просмотр красивой цветомузыкальной видеокомпозиции «Моя благодарность», «Источник», «Зарождение», «Пробуждение», «Расцвет» в ходе проведения беседы-визуализации;
  • Нейротренажер «Алфавит: Природа и Я»: во время знакомства с алфавитом дети узнают и запоминают понятия, необходимые для формирования экологического сознания;
  • Нейротренажер «Алфавит: Родина и Я»: изучая буквы алфавита, дети узнают и запоминают понятия, необходимые для формирования патриотических чувств к Родине;
  • Нейротренажер «Алфавит: Космос и Я»;
  • Нейротренажер «Алфавит: Цвет и Я»;
  • Нейротренажер «Пространство и Я» – физкультминутка: ориентируясь на динамичную структуру «Путеводная звезда», дети знакомятся с основными видами движения, существующими в природе, научаются их правильно воспроизводить.

9.1. Видео нейротренажер «Алфавит: Мои качества» с конспектом занятий

 Пример занятия с применением образовательного нейротренажера

(фрагмент программы «Дети и денежные отношения»)

Конспект занятия. Образовательный нейротренажер
«Алфавит: Мои качества -1»

Цель: расширение представления о личностных качествах человека труда (мастера)

Задачи:

  • обогатить словарный запас
  • учить буквы алфавита и слова – нравственные качества личности
  • ассоциировать абстрактные понятия с гармоничными цветомузыкальными образами

Материалы и оборудование: USB-флеш-накопитель «Видеотека ВТО/Источник» с видеофайлом нейротренажера «Алфавит: Мои качества-1»

Методическое описание: Видеоряд представляет собой гармоничную цветомузыкальную видеокомпозицию с плавно и последовательно появляющимися в центре экрана буквами русского алфавита: от А до Я. На каждую букву озвучивается соответствующее нравственное качество личности человека. Дети слушают и повторяют, стараясь запомнить букву, а позже и слово. Педагог предлагает детям просмотр видеоролика нейротренажера на экране интерактивной доски, панели или компьютера.

Ход занятия

  • Ребята, вспомните, что нужно человеку, чтобы подружиться с феей Копеечкой? (ответы)
  • Педагог напоминает детям о мастерстве семени, ростка, дерева и повара.
  • Значит, нам нужно всегда повышать свое мастерство, становиться настоящими мастерами? (ответы)
  • Как вы думаете, каким должен быть настоящий мастер? Какими обладать качествами? (ответы)
  • Предлагаю вам посмотреть красивую видеокомпозицию. Вы увидите и услышите буквы русского алфавита, которые появляются по порядку (во всем нужен порядок!). А еще – качества, присущие настоящим мастерам. Нам они тоже очень нужны! Итак, смотрим, слушаем и запоминаем. Организуется просмотр видеоролика нейротренажера (на экране интерактивной доски, компьютера, телевизора). Дети садятся перед экраном, слушают и запоминают позитивную установку:
Алфавит мы изучаем,
Много новых слов узнаем.
Буквы все: от А до Я
словно дружная семья!

Во время просмотра дети наблюдают за плавными изменениями цветозвукоформ на экране и поочередным появлением букв алфавита. Педагог предлагаем им повторять (тихо или про себя) за диктором букву и слово, стараясь запомнить их.

  • А [а] – аккуратность
  • Б [бэ] – благодарность
  • В [вэ] – вежливость
  • Г [гэ] – гибкость
  • Д [дэ] – доброжелательность
  • Е [е] – единство
  • Ё [ё] – надЁжность
  • Ж [жэ] – жизнерадостность
  • З [зэ] – заботливость
  • И [и] – искренность
  • Й [и краткое] – устоЙчивость
  • К [ка] – кротость
  • Л [Эль] – любознательность
  • М [эм] – милосердие
  • Н [эн] – нежность
  • О [о] – ответственность
  • П [пэ] – порядочность
  • Р [эр] – решительность
  • С [эс] – самостоятельность
  • Т [тэ] – трудолюбие
  • У [у] – уравновешенность
  • Ф [эф] – фантазерство
  • Х [ха] – храбрость
  • Ц [це] – целостность
  • Ч [че] – чуткость
  • Ш [ша] – шутливость
  • Щ [ща] – щедрость
  • Ъ [твердый знак] – твердость
  • Ы [ы] – бескорЫстность
  • Ь [мягкий знак] – мягкость
  • Э [э обратное] – энергичность
  • Ю[ю] – юмор
  • Я [я] – яркость.

Позитивная установка:

Алфавит весь прочитали.
Много нужных слов узнали.
Быстро их запоминаем,
Отношенья укрепляем!
  •  Как вы думаете, подходят ли эти качества настоящему мастеру? (ответы)
  •  Какие из этих качеств у вас есть? (перечисляет их детям)
  •  Вы будете стараться в себе их развивать (раскрывать)? Где и как? (ответы)
  •  Желаю вам успеха. Верю, вы станете настоящими мастерами своего дела!

Рекомендации: педагогу нужно достаточно часто использовать слова – нравственные качества из перечня нейротренажера при оценке действий, поступков, поведения детей.

 Упражнения на основе нейротренажера
«Алфавит: Мои качества-1
»

Цель: формирование уважительного отношения к человеку труда, мастерству.

Задачи:

  • закрепить представления о нравственных качествах личности мастера
  • закрепить знание букв и порядка их в алфавите.

Методическое описание: количество и периодичность выполнения упражнений определяется педагогом, исходя из уровня освоения детьми материала. Предлагается три упражнения:

первое упражнение «Повтори букву»: просмотр видеокомпозиции и повтор вслух (за диктором) букв алфавита. Появление на экране каждой буквы дети сопровождать движениями (например, рисуя обеими руками перед собой сферу или саму букву);

второе упражнение «Повтори слово»: дети просматривают видеоряд и повторяют вслух за диктором ключевые слова (например, качества личности);

третье упражнение «Назови букву и слово»: дети просматривают видеоряд без звукового сопровождения и при появлении буквы стараются вспомнить и назвать ее и ключевое слово. При необходимости педагог помогает детям (ориентируясь на перечь слов в конспекте занятия).

После просмотра видеокомпозиции «Алфавит: мои качества-1»:

  • педагог раскрывает смысл определенного качества личности (на конкретных примерах);
  • доводит до детей, что каждое качество личности имеет свою противоположность. (Понимание этого помогает ребенку в осуществлении нравственного выбора при принятии решений и совершении поступков, в сохранении устойчивого развития в условиях перемен). Он совместно с детьми называет антонимы (противоположности) качеств личности: аккуратность – неряшливость, благодарность – неблагодарность и т. д.;
  • на примере пары противоположностей (двух полярных качеств личности), обращает внимание ребенка на их парадоксальность, т. е. возможность перехода одной полярности в другую: при несоблюдении человеком меры (потере чувства меры), а также в зависимости от контекста ситуации, взаимодействия;
  • показывает (на примерах из жизни и художественной литературы), когда и как может нарушаться мера и как происходит переход положительного качества личности в его противоположность;
  • совместно с детьми приходят к выводу о необходимости развивать и соблюдать чувство меры в делах и отношениях;
  • предлагает детям назвать другие известные им, положительные качества личности;
  • опираясь на видеоряд «Алфавит: качества личности» как на универсальную визуальную основу, педагог постепенно расширяет перечень положительных качеств личности мастера.

Рекомендации: использовать слова из нейротренажера во взаимодействии с детьми, при оценке их действий, поступков, поведения.

9.2. Видео нейротренажер «Время и Я». Игра-упражнение «Минута спокойствия»

Конспект занатия. Беседа «Минутный цикл»

Игра-упражнение «Минута спокойствия»

(на основе нейротренажера)

Цель: расширить представление о времени и временных циклах, метафоре «Дерево времени человека».

Задачи:

  • познакомить с часами, минутным и часовым циклом;
  • формировать у детей чувство времени, ценностное отношение к времени жизни;
  • развивать навыки саморегуляции и психоэмоциональную устойчивость;
  • учить владеть своими чувствами и соблюдать на определенном интервале времени заданные условия;
  • развивать навыки работы в команде.

Материалы и оборудование: часы, картинки (игрушки): фея Секундочка и фея Копеечка, USB-флеш-накопитель «Видеотека ВТО/Источник» с видеофайлом нейротренажера «Время и Я» – Игра-упражнение «Минута спокойствия», пособие «Мы растем и созреваем!» – Приложение 1, рис. 2, 6 и 25.3, 30.

Методическое описание. Педагог с помощью часов рассказывает о минутном и часовом циклах, напоминая о секунде, как начале Дерева времени человека. Педагог обобщает: представители всех профессий ценят время, дружат с ним. Рабочее время человека, за которое он получает заработную плату, состоит из секунд, минут и часов. Если человек уважает и бережет рабочее время, его ценят и уважают на работе. Он получает достойную заработную плату. Сегодня Секунда и Копеечка предлагают интересную игру-соревнование, чтобы мы подружились с минутой и увидели минутный цикл. Проводится игра-упражнение «Минута спокойствия», которая носит соревновательный характер и выполняется во время просмотра одноименной видеокомпозиции. Педагог организует просмотр видеоролика нейротренажера «Время и Я: Минута спокойствия».

Ход игры

Дети рассаживаются перед экраном. На экране появляется циферблат часов для визуализации времени, проведенного детьми в спокойном состоянии. Дети наблюдают за движением минутной стрелки и изменениями фона (цвета, оттенков, форм).

Условие игры: кто пошевелился, того выводят из игры. Кто больше число минут просидел спокойно (неподвижно, в одной позе), глядя на экран, тот и выиграл.

Задача ребенка – как можно дольше просидеть спокойно, сохраняя правильную осанку (ступни ног на полу, спина выпрямлена, руки на коленях).

Задача педагога – следить, чтобы все дети сохраняли правильную осанку и неподвижность. Как только ребенок пошевелился, педагог произносит ему: «Стоп-игра!». Он становится просто наблюдателем. Остальные дети продолжают игру. Количество игровых циклов определяет педагог. В ходе игры он фиксирует количество «минут спокойствия» и сообщает детям, отмечая динамику; при необходимости мотивирует на выполнение задания. Он обращает внимание детей (тихим голосом) на постоянное увеличение количества минут на часах: «Смотрите, одна минута уже прошла, молодцы! Уже вторая минута (второй минутный цикл)! Третий! У вас отличная выдержка! Как хорошо вы сохраняете спокойствие!» Педагог одобрительно отмечает (вслух) факт установления полной тишины и спокойствия. Устанавливает связь такого состояния человека с его благополучием (напоминает пословицу: деньги любят тишину и проч.).

По окончании игры педагог подводит итоги: кто сколько минутных циклов (минут) просидел спокойно; отмечает личные достижения каждого ребенка (повышение самодисциплины, увеличение выдержки и воли, степени спокойствия и времени просмотра видеокомпозиции). Командную работу оценивает по шкале «Мастер плюс» – на основе природных образов цикла жизни дерева.

Позитивная установка в начале игры:

Раз, два, три, четыре!
Есть порядок в этом мире.
Тихо, ровно я сижу
На минуточки гляжу.
Позитивная установка в конце игры:
Раз, два, три, четыре!
Есть порядок в этом мире.
Мы минуточки считаем.
Время так мы уважаем!

Повышение уровня сложности: во время просмотра педагог отвлекает внимание от просмотра (хлопок в ладоши с лева и справа, сзади, легкое прикосновение и проч.). При повторном выполнении выбирает себе 1-2 помощников (для создания помех). Задача детей не реагировать на «помехи», не отвлекаться, не смеяться, продолжать просмотр, сохраняя спокойствие и неподвижность. Педагог вслух называет количество секунд и одобрительно отмечает сосредоточенность и выдержку детей.

Дополнительные рекомендации: проведение игры-упражнения «Минута спокойствия» совместно с родителями. Дети сами знакомят взрослых с правилами игры.

9.3. Видео нейротренажер «Счет до 10». Конспект «Источник благополучия»

Конспект занятия. Беседа «Источник благополучия» Нейротренажер. Упражнение «Счет до 10»

Цель: формирование правильных представлений о источнике благополучия человека.

Задачи:

  • ассоциировать процесс счета с красотой, порядком и симметрией;
  • визуализировать на основе числового ряда абстрактные понятия: порядок, последовательность, середина, центр, уважение, отношения;
  • подготовить к правильному восприятию абстрактных понятий: источник благ, источник дохода, источник радости;
  • визуализировать абстрактное понятие «источник благополучия, счастья».

Материалы: иллюстрация (игрушка) Копеечка, наглядное пособие «Древо денежной системы РФ», карточки «числовой ряд», USB-флеш-накопитель «Видеотека ВТО/Источник” с видеофайлом нейротренажера «Счет до 10».

Ключевые слова: деньги, счет, числа от 0 до 10, центр композиции, источник, движение от центра в стороны, красота, ритм, порядок, дисциплина, уважение, отношения, Древо денежной системы РФ, неисчерпаемый источник благополучия.

Методическое описание: педагог визуализирует на основе видеоролика нейротренажера свойства числового ряда и переносит их на понятие «источник благополучия», доносит до детей, что источник благ находится в человеке – его труде, мастерстве и отношениях; формирует стремление к труду и знаниям.

Ход занятия

Подготовительный этап: на занятие фея Копеечка принесла карточки «Счет до 10» и предлагает детям разложить их по порядку. Педагог просит привести примеры, что можно посчитать в окружающем мире, где нужен и важен счет (ответы). Подводит детей к выводу о необходимости уметь правильно считать деньги: монеты и купюры.

Первый этап: организуется просмотр видеоролика «Счет до 10-ти». Дети рассаживаются перед экраном. Во время просмотра им предлагается выполнить следующие упражнения (по мере освоения):

  • первое упражнение: «Повтори и запомни число»: просмотр видеокомпозиции и повтор вслух (за диктором) каждого числа. Появление на экране каждой цифры дети могут сопровождать движением рук (например, рисуя ее в воздухе перед собой);
  • второе упражнение: «Назови число»: дети просматривают видеоряд без звукового сопровождения, при появлении числа стараются его вспомнить и правильно назвать. Примечание: при необходимости педагог помогает детям;
  • третье упражнение «Покажи на пальцах»: во время просмотра при появлении числа дети называют его и показывают соответствующее ему количество пальцев рук;
  • четвертое упражнение «Представь и посчитай»: дети выбирают какой-либо образ (например, капелька, яблоко, копейка) и во время счета – просмотра числового ряда, правильно называют число и предмет. Например: 0 копеек, 1 копейка, 2 копейки, три копейки, четыре копейки, пять копеек и т.д. Детям предлагается мысленно представлять (визуализировать) озвучиваемое количество предметов (копеек). Позитивная установка в начале работы:
Раз, два, три, четыре,
Есть порядок в этом мире!
Кто порядок соблюдает,
Счет до ста отлично знает!
После просмотра видеоролика рефлексия.

Второй этап «Источник благ»

Педагог обращает внимание, что появление чисел видеокомпозиции «Счет до 10-ти» происходит только из центра – по порядку, последовательно, ритмично и плавно. Поэтому на нее приятно смотреть. Педагог задает вопросы по видеоролику:

  • Можно ли такое появление чисел (из центра) сравнить с ритмичным биением источника (родника)?
  • Что означает выражение «источник благ, благополучия»? (ответы: это ощущение счастья и радости жизни, достатка, рост заработной платы с ростом мастерства и творчества человека, улучшение отношений)
  • Где находится источник благ, счастья, денег? (ответы: он находится в труде, мастерстве, знаниях человека, т.е. в человеке)
  • От чего зависит работа и чистота источника благ? (ответы: работа и чистота источника зависит от знаний человека, его речи, отношения к труду, мастерству, окружающим людям и деньгам).

Педагог делает вывод: чтобы источник благополучия был неисчерпаемым, людям (детям и взрослым) нужно постоянно учиться, работать и повышать свое мастерство.

Задание: выполнить рисунок на тему «Источник моего благополучия».

9.4. Видео нейротренажер «Алфавит: Семья и Я»

9.5. Видео нейротренажер «Алфавит: Деньги и Я»

10. Песочная сказкотерапия. Анимация «Сказка о красивых отношениях»

Курс по финансовому воспитанию обеспечивает системный подход в формировании основ финансовой культуры у младших школьников на универсальной визуальной основе норм и правил финансового поведения, с акцентом на формировании предпосылок духовно-нравственных качеств личности. Реализация его во внеурочной деятельности обеспечивает правильное восприятие денег как инструмента самосовершенствования человека и преображения окружающего мира на принципах красоты, единства и гармонии. Инновационная образовательная технология и учебно-методический комплекс нового поколения «Норма плюс» знакомят школьников (на визуальной основе!) с типами денежных отношений (норма и не норма), моделями и установками финансового поведения, предлагают универсальные алгоритмы анализа, синтеза и оценки финансовых ситуаций на парадоксальной логике.

ISBN 978-5-7186-1788-7