Программа финансового
воспитания детей

В соответствии с ФГОС

Отдел по работе с дилерами

Отдел по работе с ОУ

Детский сад — дети и денежные отношения

Министерство просвещения Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Уральский государственный педагогический университет»
Учебно-методический центр «Единство»

Кузнецова Н.А.

Дети и денежные отношения

Парциальная программа
финансового воспитания дошкольников

Издание второе, дополненное

Екатеринбург
2021

УДК 37.036-053»465.00/.07»
ББК Ч410.052.5
К89

Автор Программы –
Кузнецова Н.А., д.п.н., профессор, автор Волновой педагогики Детства, Волновых технологийобразования, УМК нового поколения «Норма плюс», соавтор интерактивных программ финансового воспитания, научный руководитель АНО СОВ «Единство», член-корреспондент РАЕ.

Составители Программы и разработчики Волновых технологий воспитания:
Кузнецов В.А., соавтор метода ВАП, директор АНО «Единство».
Круглая О.С., заведующий МБДОУ – детский сад комбинированного вида № 18 г. Екатеринбурга.
Лапина М.А., заместитель заведующего по воспитательной и методической работе.

Рецензенты программы:
Воронина Л. В., доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой теории и методики обучения естествознания, математике и информатике в период детства Уральского государственного педагогического университета, эксперт ФУМО РФ по педагогическому образованию.
Скоролупова О. А., вице-президент Института мобильных образовательных систем, вице-президент Ассоциации Фребель-педагогов, федеральный эксперт – член Экспертного совета по дошкольному образованию Государственной Думы Федерального Собрания РФ, почетный работник общего образования РФ.
Константинов Г.Н., д.ф.-м.н., ординарный профессор, научный руководитель Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики».

Научный редактор –

Моисеева Л. В., действительный член РАЕ, член-корреспондент МАНПО,
доктор педагогических наук, профессор.

Кузнецова Н. А.
К89 Дети и денежные отношения: парциальная программа финансового воспитания дошкольников. Изд. второе,
доп. / Н. А. Кузнецова. – Екатеринбург: [б. и.], 2021. – 90 с. – Текст: непосредственный.
ISBN 978-5-7186-1233-2
Программа обеспечивает системный подход в финансовом воспитании детей и направлена на формирование у ребенка основ финансовой культуры, предпосылок экономического мышления и финансовой грамотности,
правильного восприятия денег и денежных отношений на универсальной визуальной основе; создание условий для устойчивого (гармоничного) развития активной, творческой личности, готовой к успешной социализации в
условиях непрерывных социально-экономических перемен. Программа предлагает УМК нового поколения «Норма плюс». В центре Программы – гармоничное отношение современного ребенка к себе, семье, Родине и миру,
рассматриваемое сквозь призму денежных отношений с помощью природных образов, демонстрирующих многоуровневый, причинно-следственный характер связей окружающего мира, универсальные принципы, закономерности организации, функционирования и развития живых систем.

Материалы Программы рекомендуется использовать в духовно-нравственном,
художественно-эстетическом, экологическом, патриотическом и физическом воспитании детей, объединяя обучение и воспитание в целостный образовательный процесс, способствуя становлению ценностных жизненных ориентиров у дошкольников.

Технологии и учебно-методический комплекс Программы прошли экспертизу
и апробацию с 2011 в дошкольных учреждениях г. Екатеринбурга и реализуются в Свердловской, Тюменской, Челябинской областях, ХМАО, ЯНАО. Программа будет полезна студентам, педагогам дополнительного образования и родителям.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности №20493 от 05.04.2021, выдана Министерством образования и молодежной политики Свердловской области

УДК 37.036-053»465.00/.07»
ББК Ч410.052.5
ISBN 978-5-7186-1233-2 ©
Кузнецова Н. А., 2021

Содержание

1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ
1.1. Пояснительная записка
1.2. Цель, принципы, структура Программы
Технологическая карта программы финансового
воспитания «Дети и денежные отношения» 
1.3. Отличительные особенности Программы 
1.3.1. Метод визуализации абстрактных понятий
1.3.2. Система опорных образов Нормы
1.3.3. Визуализация понятий сферы денежных отношений
1.3.4. Метод цветовой видеогармонизации 
1.3.5. Визуальные образы в профилактике и коррекции у детей денежной зависимости
1.3.6. Метод игрового анализа и синтеза
1.4. Планируемые результаты освоения Программы
2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ
2.1. Содержание образования
2.1.1. Модуль 1 «Знание, труд и мастерство» 
2.1.2. Модуль 2 «Денежная система РФ» 
2.1.3. Модуль 3 «Деньги, время и счёт»
2.2. Примеры детских и детско-взрослых проектов
2.3. Взаимодействие с семьей
2.4. Сетевое взаимодействие
3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ
3.1. Особенности организации предметно-пространственной среды
3.2. Материально-техническое обеспечение реализации Программы. УМК «Норма плюс»
Особенности УМК Программы
3.3. Кадровые условия реализации Программы
3.3.1. Технологическая грамотность педагога
ПРИЛОЖЕНИЯ
Психолого-педагогические матрицы визуализации
Закономерности и этапы формирования финансовой грамотности
Закономерности роста состоятельности, мастерства и благополучия человека
Закономерности роста и созревания живой системы
Рост (на принципе резонанса) человека и повышениеего благополучия
Модели построения системы межличностных отношений
Этапы и закономерности позитивной социализации
Список методической литературы
Перечень нормативных правовых документов

Курс по финансовому воспитанию обеспечивает системный подход в формировании основ финансовой культуры у младших школьников на универсальной визуальной основе норм и правил финансового поведения, с акцентом на формировании предпосылок духовно-нравственных качеств личности. Реализация его во внеурочной деятельности обеспечивает правильное восприятие денег как инструмента самосовершенствования человека и преображения окружающего мира на принципах красоты, единства и гармонии. Инновационная образовательная технология и учебно-методический комплекс нового поколения «Норма плюс» знакомят школьников (на визуальной основе!) с типами денежных отношений (норма и не норма), моделями и установками финансового поведения, предлагают универсальные алгоритмы анализа, синтеза и оценки финансовых ситуаций на парадоксальной логике.

ISBN 978-5-7186-1788-7