Программы патриотического и финансового воспитания дошкольников и школьников

В соответствии с ФГОС и ФОП

АНО "ЕДИНСТВО"

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ОБУЧАЮЩИХСЯSPIRITUAL AND MORAL FOUNDATIONS OF THE DEVELOPMENT OF FINANCIAL AND ECONOMIC CULTURE OF STUDENTS

Аннотация.  Необходимо воспитание отношения к деньгам как результату труда на созидательных принципах, морально-этических и духовно-нравственных нормах. В результате развиваются представления о гармоничном единстве (балансе) материальных и духовных благ воспитываются духовно-нравственные качества личности. Программа может быть использована в качестве примерной и предназначена для реализации на занятиях внеурочной деятельности с обучающимися младшего школьного возраста.

Annotation. It is necessary to educate the attitude to money as a result of work on creative principles, moral and ethical and spiritual and moral norms. As a result, ideas about the harmonious unity (balance) of material and spiritual goods are developed, spiritual and moral qualities of the individual are brought up. The program can be used as an example and is intended for implementation in extracurricular activities with students of primary school age.

Ключевые слова. Программа воспитания. духовно–нравственные качества личности.

Keywords. The program of education. spiritual and moral qualities of a person.

Вопросы финансовой грамотности и финансового воспитания стали чрезвычайно актуальными для современных детей, которые сегодня достаточно рано входят в мир финансов и включаются в экономические отношения. Этому способствуют просмотр рекламного контента, дарение и получение в подарок денег, наличие карманных денег, самостоятельное совершение покупок в том числе в интернет-магазинах и проч., причем возраст вовлечения детей в денежные отношения имеет стойкую тенденцию к снижению. Практика показывает, неподдельный интерес детей к сфере денежных отношений и при отсутствии необходимых знаний приводит к сужению диапазона восприятия реальности, не позволяющего осознать истинную сущность денег. Тем самым повышается риск формирования потребительской позиции и денежной зависимости.[1, 2]

Сфера денежных отношений кроет в себе множество противоречий, стереотипы и негативные установки в отношении денег, что исключают возможность правильной (осознанной) оценки финансовых ситуаций, состояний, процессов. Некорректная интерпретация существующих всеобщих закономерностей, в т.ч. закономерностей изменения благосостояния приводят к отклонению вектора развития личности обучающегося, повышают степень рассогласованности индивидуальных и социокультурных норм, правил и моделей финансового поведения.

В связи с этим необходима программа финансового воспитания основанная на духовно-нравственный принципах. Авторами разработана дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа инвариантного модуля «Курсы внеурочной деятельности» программы воспитания образовательной организации. На основе знаний о деньгах и денежных отношениях происходит закрепление не только адекватных норм и правил финансового поведения и формирование умений взаимодействия с денежными знаками РФ, но и воспитывается отношение к деньгам как результату труда на созидательных принципах, морально-этических и духовно-нравственных нормах, развиваются представления о гармоничном единстве (балансе) материальных и духовных благ. Денежные отношения гармонично вписываются в общую теорию живых систем [7], социальные отношения и семейный контекст, предполагающий сотрудничество родителей и детей.

Программа разработана с целью оказания учителям начальных классов помощи при разработке рабочих программ внеурочной деятельности для инвариантного модуля «Курсы внеурочной деятельности» программы воспитания образовательной организации общего образования.

Основания для проектирования и реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы: Федеральный закон “О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся” от 31.07.2020 № 304-ФЗ; Государственная программа РФ «Развитие образования» на 2018-2025 годы. Постановление Правительства РФ от 26.12.2017
№ 1642;  Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ. Письмо Минобрнауки России «О направлении информации…» от 18.11.2015 № 09-3242.

Основу содержания Программы составляют четыре основополагающие категории бытия: время, пространство, информация (отношения) и энергия (деньги), которые адаптированы на уровень восприятия дошкольников и младших школьников. В процессе реализации Программы перечисленные категории используются и в качестве игровых критериев оценки финансовых ситуаций, отношений, состояний и моделей поведения. Включение в образовательный процесс данного вида оценочной деятельности позволяет развивать у обучающихся навык многомерного анализа и оценки ситуаций, процессов, отношений в пространственно-временном, социально-коммуникативном и финансовом аспектах и осуществляется при помощи специально разработанных технологических карт, в виде подробных таблиц.[5.6]

В процессе реализации Программы у младших школьников воспитываются духовно-нравственные качества личности, формируется Нейровизуальная Карта Будущего – зримый образ системно и компактно организованных знаний о системе базовых ценностей, нормах и правилах финансового поведения на базовых принципах, перспективный план и позитивная установка успешного роста и развития; формируются представления о гармоничном единстве (балансе) материальных и духовных благ как условии повышения благосостояния.[4.5]

Инновационный УМК и технология «Норма плюс» прошли научную экспертизу в УРГПУ, где базой стали более 50 экспериментальных площадок дошкольных учреждений и образовательных организаций Свердловской области при УРГПУ, и более 30 образовательных организаций при РГППУ, на базе Уральского Научного Центра РАО. Удостоены золотых медалей на международных выставках РАЕ (Москва, Брюссель, Париж, Лондон, США, Казахстан).

Программа может быть использована в качестве примерной и предназначена для реализации на занятиях внеурочной деятельности с обучающимися младшего школьного возраста.[3]

Таким образом, в процессе реализации Программы кроме решения задач по обеспечению всестороннего благополучия и личной финансовой безопасности в будущем у обучающихся происходит упорядочение представлений о финансовой стороне окружающего мира, общечеловеческих ценностях и общепринятых социокультурных нормах: богатстве, бедности, долгах и долге, честности, трудолюбии, мастерстве и ответственности.

Список литературы

  1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от
    29 декабря 2012 г. №273- Ф3.
  2. Примерная программа воспитания для образовательных организаций общего образования. Институт стратегии развития образования Российской академии образования. Зарегистрирована в Единой государственной информационной системе учёта научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ гражданского назначения (№ гос. регистрации АААА-Г19-619070900024-2 от 15.08.2019).
  3. Кузнецова Н. А. Знакомство обучающегося с денежной системой России. Методическое пособие. Екатеринбург. Издательский дом «Ажур», 2012, ISBN 978-5-91256-120-7.
  4. Кузнецова Н. А., Кузнецов В.А. Знакомим обучающегося с денежными отношениями – Екатеринбург: Издательский Дом «Ажур»,
    ISBN 978-5-91256-296-9.
  5. Кузнецова Н.А. Навигатор денежных отношений. Рабочая тетрадь по финансовому воспитанию. Екатеринбург: Издательский дом «Ажур», 2020. ISBN 978-5-91256-478-9
  6. Кузнецова Н.А. Парциальная программа финансового воспитания детей «Дети и денежные отношения». Екатеринбург: Издательский дом «Ажур», 2019 ISBN 978-5-7186-1233-2.
  7. Моисеева Л.В., Кузнецова Н.А., Кузнецова А.А. Экологическая картина мира: закономерности формирования представлений в период детства. Учебно-методическое пособие. Екатеринбург: Издательский дом «Ажур». 2017, 266 с. ISBN 978-5-91256-356-0.

Заполните форму для получения доступа к бесплатному курсу с сертификатом

Курс по финансовому воспитанию обеспечивает системный подход в формировании основ финансовой культуры у младших школьников на универсальной визуальной основе норм и правил финансового поведения, с акцентом на формировании предпосылок духовно-нравственных качеств личности. Реализация его во внеурочной деятельности обеспечивает правильное восприятие денег как инструмента самосовершенствования человека и преображения окружающего мира на принципах красоты, единства и гармонии. Инновационная образовательная технология и учебно-методический комплекс нового поколения «Норма плюс» знакомят школьников (на визуальной основе!) с типами денежных отношений (норма и не норма), моделями и установками финансового поведения, предлагают универсальные алгоритмы анализа, синтеза и оценки финансовых ситуаций на парадоксальной логике.

ISBN 978-5-7186-1788-7