Программы патриотического и финансового воспитания дошкольников и школьников

В соответствии с ФГОС и ФОП

АНО "ЕДИНСТВО"

ПОЛИСУБЪЕКТНЫЙ ПОДХОД К ОРГАНИЗАЦИИ ПРЕЕМСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

ПОЛИСУБЪЕКТНЫЙ ПОДХОД К ОРГАНИЗАЦИИ ПРЕЕМСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

  • Моисеева Л.В., доктор педагогических наук, профессор УрГПУ
  • Кузнецова Н.А., доктор психологических наук

 Аннотация. Полисубъектный подход к организация непрерывного образования обеспечивает преемственность содержания (ЕОК), реализацию личностных результатов и компетенций (НКБ), создает педагогические условия стабильно-устойчивого развития всех субъектов образования России. «Программа преемственности образования гражданина России» в едином образовательном пространстве и предлагает инновационное, качественное учебно-методическое обеспечение нового поколения для организации преемственности содержания, технологии и личностных результатов воспитания и компетенций субъектов всех уровней образования.

Ключевые слова.  Образование гражданина России. Программа преемственности обучения, полисубъектный подход.

POLYSUBJECT APPROACH TO THE ORGANIZATION OF A CONTINUOUS EDUCATIONAL PROCESS

Moiseeva L. V., Doctor of Pedagogical Sciences, Professor of USPU

Kuznetsova N. A., Doctor of Psychological Sciences

Annotation:The polysubject approach to the organization of continuing education ensures the continuity of content( EOC), the implementation of personal results and competencies (NCB), creates pedagogical conditions for the stable and sustainable development of all subjects of education in Russia. “The program of continuity of education of a citizen of Russia” in a single educational space and offers innovative, high-quality educational and methodological support of a new generation for organizing the continuity of content, technology and personal results of education and competencies of subjects of all levels of education.

Keywords: Education of a citizen of Russia. The program of continuity of training, a polysubject approach.

 Актуальным становится вопрос развития личности. Личность рассматривается как индивид способный к саморазвитию, самореализации, который умел бы анализировать возникающие проблемы, устанавливать связи, выявлять противоречия, прогнозировать и находить оптимальные решения возникших проблем. Социально-экономические изменения в современном обществе привели к реформированию образования и кардинально изменили подходы к обучению. Совершенно очевидно, что сложившие противоречия, сложность и специфичность задач преемственности образования создают некоторую проблему определения понятия и формирования гармоничного образа гражданина России.

В письме Министерства образования и науки РФ «О повышении воспитательного потенциала образовательного процесса в общеобразовательном учреждении», в «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г.», в ФГОС ООО второго поколения эти целевые установки дополняются следующим: «Воспитание у детей и молодежи целостного миропонимания, современного научного мировоззрения; формирование основ культуры здоровья, сознательного отношения к семейной жизни; обучение основным принципам построения профессиональной карьеры и навыкам поведения на рынке труда; формирование социальной и коммуникативной компетентности средствами всех учебных предметов».

Вызовы, стоящие перед современным образованием, в том числе нарастающая деструкция нормативности в обществе, обусловили создание программы нового поколения «Программы преемственности образования гражданина России» автора Кузнецовой Н.А. Программа Кузнецовой Н.А основана на философско-антропологических основаниях полисубъектного подхода в процессе воспитания, ФГОС ООО, «Закона об образовании РФ» и новой редакции Конституции РФ,  где во главу встал Указ Президента  РФ от 07.05.2018 г. № 204 [Указ, 2018] и задачи «обеспечения глобальной конкурентоспособности российского образования, вхождения Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования; воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций». [4]

В разработке «Программы преемственности образования гражданина России»,  Кузнецовой Н.А реализуются инновационные подходы, основанные на базовых духовно-нравственных принципах и парадоксальной логике, понимании единой энергоинформационной природы мира, человека и процесса воспитания, – с учетом современных научных представлений в области квантовой физики, нейрофизиологии, психологии, нейропсихологии, нейровизуализации. [5]

Программа предлагает инновационное, качественное учебно-методическое обеспечение нового поколения для организации преемственности содержания, технологии и личностных результатов воспитания и компетенций субъектов всех уровней образования. 

Новизна Программы Кузнецовой Н.А: введение Единой образовательной константы – в качестве инструмента обеспечения преемственности, – неизменяемой с точки зрения методологии, технологии и содержания «постоянной» на линии: дошкольное – общее – профессиональное образование.

Основные задачи Единой образовательной константы:

  • увязать личностные характеристики, особенности, предпочтения субъектов, а также технологию и результаты воспитания с теорией развития живых систем, всеобщими универсалиями, закономерностями и базовыми принципами;
  • сформировать универсальную (актуальную на всех этапах социализации) визуальную основу социокультурных, духовно-нравственных норм и правил гармоничного взаимодействия как внутренний императив (моральный закон);
  • актуализировать механизмы адаптации и устойчивого развития в условиях непрерывных внутренних и внешних изменений; обеспечить преемственность содержания и личностных результатов на каждом уровне образования.

Это позволило Кузнецовой Н.А ввести в образовательный процесс всех уровней универсальный, инновационный педагогический инструментарий:

  • Стройная система целостных, ценностно-значимых «культурных образцов», эталонов, норм поведения, выраженная визуально; Неисчерпаемая глубина, объем семантического поля опорных образов Нормы позволяет рассматривать объекты познания и жизненные ситуации на междисциплинарной основе, измеряя и оценивая их универсальной мерой, а также и переводить их в метафизический контекст.

Система критериев оценки ситуаций, процессов и отношений: время, пространство, отношения и деньги.

Технология «Норма плюс», эффективно действующая на полном возрастном диапазоне: от детского – до взрослого, включающая в себя:

  •        Метод игрового анализа и синтеза
  •        Метод визуализации абстрактных понятий
  •        Метод цветовой видеогармонизации
  •        Метод волновой нейропсихографии
  •        Образовательные нейротренажеры
  •        Нейросенсорная классификация и шкалы нейровизуализации типов, видов, моделей отношений, норм и правил взаимодействия.

Благодаря этому в процессе воспитания обучающемуся раскрываются всеобщие универсалии, закономерности развития и функционирования живых систем, базовые ценности и духовно-нравственные нормы. Личностные результаты и компетенции формируются, развиваются и оцениваются, в т.ч. с позиций принципа константности и принципа контекстуализации нормы (введения индивидуальных норм в новые жизненные контексты). Другими словами, выпускнику дошкольного образования и общеобразовательной школы должны прививаться такие компетенции, которые позволяли бы ему находить решения в любых жизненных ситуациях.

В базовые направления воспитания духовно-нравственных ценностей дошкольника включено формирование основ финансовой культуры, что обусловлено актуальностью финансового воспитания (на духовно-нравственной основе). [7] При этом деньги вступают в качестве универсального мерила трудовой деятельности, инструмента актуализации чувства меры, совершенствования человека и преобразования окружающего Мира. У субъектов образования развивается навык восприятия материальных и духовных ценностей в гармоничном единстве, балансе.

На основе применения методов и приемов инновационной технологии «Норма плюс» автора Кузнецовой Н.А. реализуется преемственность содержания и личностных результатов Выпускника по линии: дошкольное – общее – профессиональное образование. Взаимопроникая, обуславливая и поддерживая друг друга, они становятся триединой основой гармоничного образа портрета гражданина России.

Личностные результаты и универсальные компетенции визуально выражены в виде Нейровизуальной Карты Будущего гражданина России. Она представляет собой свернутый конспект о базовых принципах и духовно-нравственных ценностях, в виде понятных каждому субъекту метафорических образов. Как гармоничный визуальный образ в сознании, она представляет собой прочное духовно-нравственное ядро, обеспечивающее непрерывное действие механизма преемственности (содержания, технологии, личностных результатов и компетенций). Нейровизуальная Карта Будущего является матрицей, условием и механизмом, общим знаменателем для обеспечения преемственности личностных результатов при переходе ее носителя на новый уровень образования представляет собой зримый образ системно и компактно организованных знаний, который, может разворачиваться и становиться ориентиром, основой для осуществления мыслительных и практических действий на основе базовых принципов и закономерностях развития живых систем, в логике стабильно-устойчивого развития.

 Педагог начальной школы ориентируется на достигнутые личностные результаты воспитанника ДОО. На каждом последующем уровне образования происходит дальнейшее формирование, расширение семантического поля Нейровизуальной карты Будущего (в соответствии с объемом новых полученных знаний), – с учетом возрастных особенностей, потребностей учащихся и ранее достигнутых личностных результатов. Повышаются ее характеристики и параметры, что открывает перспективу непрерывного (на протяжении всей жизни) роста индивидуальных норм, самоидентификации и самореализации.[8]

Благодаря раскрытию Нейровизуальной Карты Будущего в новых контекстах, закрепляются личностные результаты и компетенции. Увеличивается количество производных от первоначальных метафорических визуальных образов. Формируются новые смысловые композиции, ассоциативно-логические связи (при неизменности ее структуры и принципов организации). У носителя Нейровизуальной Карты Будущего закладываются основы системного мышления и парадоксальной логики, совершенствуется навык видения причинно-следственных связей, работы со смыслами и понимания происходящего на основе базовых принципов и закономерностей. При этом у обучающегося формируется важный навык оценки ситуаций, отношений, действий, планов по четырем базовым критериям: время, пространство, отношения и деньги, – в контексте Будущего (риски, возможности, перспективы). [9]

Процесс преемственности уровней образования на основе Единой образовательной константы и Нейровизуальной Карты Будущего естественным образом соотносится с живым процессом созревания плода. Только благодаря непрерывному переходу генетической информации обеспечиваются необходимые изменения плода – повышение количественных и качественных характеристик, как условие полноценного созревания.  Только зрелый плод приносит максимальную пользу и новые семена-возможности продолжения вида.  Только нравственно и духовно зрелый человек формирует истинную гражданскую позицию, раскрывая новые горизонты, перспективы всестороннего благополучия для себя, семьи и Родины.

В целом, поскольку исследование Кузнецовой Н.А охватывало все уровни образования (от дошкольного до послевузовского), для каждого уровня и ступени образования формулировались ответы на все группы вопросов. Программа в практической плоскости раскрывает перспективы развития непрерывного педагогического образования; новые теоретические подходы к обновлению содержания и методов педагогической деятельности, которые были отмечены в «Программе фундаментальных научных исследований в РФ на долгосрочный период (2021 – 2030 годы)» [Программа, 2020], утвержденной 31 декабря 2020г.  и имеет прогностическую значимость. Одной из целей развития системы профессионального педагогического образования является создание условий для повышения качества и востребованности тех университетов, которые на сегодняшний день оказываются в сложном положении.

Инновационный универсальный инструментарий и технология «Норма плюс», использованные Кузнецовой Н.А при разработке   Программы по  обеспечению преемственности результатов и формированию компетенций прошли научную экспертизу в УРГПУ, где базой стали более 50 экспериментальных площадок дошкольных учреждений и образовательных организаций Свердловской области при УРГПУ, и более 30 образовательных организаций при РГППУ, на базе Уральского Научного Центра РАО. Аттестация педагогов, защита диссертаций в УРГПУ, ВШЭ. В 2021г продолжается реализация пилотного проекта Департамента Образования г. Екатеринбурга. Учебно-методические материалы Кузнецовой Н.А [1, 4-19] удостоены золотых медалей на международных выставках РАЕ (Москва, Брюссель, Париж, Лондон, США, Казахстан).

Таким образом, полисубъектный подход к организация непрерывного образования обеспечивает преемственность содержания (ЕОК), реализацию личностных результатов и компетенций (НКБ), создает педагогические  условия стабильно-устойчивого развития всех субъектов образования России в непрерывно меняющемся мире, насыщенным когнитивными технологиями, искусственным интеллектом и цифровизацией образования.

Список литературы

  1. Кузнецова Н.А. Волновая педагогика Детства: Единая образовательная константа. Волновые технологии образования. Теория и практика. Екатеринбург: Издательский дом «Ажур», 2019 .
  2. Жилбаев, Ж. О., Моисеева, Л. В., Барсанова, М. В. Педагогические основания образовательной политики в целях устойчивого развития Евразии. Образование и наука. 2018; 20 (6): С.9-28.
  3. Моисеева, Л. В Экологический менеджмент как методологическая основа проектирования образовательного пространства. Сборник статей междунар. Науч-практ. конференции «Образование – 2030. Дорожная карта» 15-16 июня 2021 г. — М. Издательство Перо, 2021. — с.270.
  4. Кузнецова Н.А. Парциальная программа финансового воспитания «Дети и денежные отношения» Екатеринбург: Издательский дом «Ажур», 2020
  5. Кузнецова Н.А. Методические рекомендации к программе финансового воспитания «дети и денежные отношения» Екатеринбург: Издательский дом «Ажур», 2020
  6. Кузнецова Н.А. Финансовое воспитание детей. Метод игрового анализа и синтеза. Екатеринбург: Издательский дом «Ажур», 2021
  7. Кузнецова Н.А. Формирование у детей базовых ценностей. Нейросенсорный подход. Учебно-методическое пособие. Екатеринбург: Издательский дом «Ажур», 2014 .
  8. Кузнецова Н.А. Волновые технологии воспитания. Учебно-методическое пособие в 3-х частях. Екатеринбург: Издательский дом «Ажур», 2014.
  9. Кузнецова Н. А. Знакомство ребенка с денежной системой России. Методическое пособие.  Екатеринбург.  Издательский дом «Ажур» 2012.
  10. Кузнецова Н. А. Опорные образы в воспитательно-образовательной работе. Методическое пособие. – Екатеринбург: Издательский Дом «Ажур», 2012.
  11. Кузнецова Н. А. Сказка о Копеечке. Методическое пособие. – Екатеринбург: Издательский Дом «Ажур», 2012.
  12. Кузнецова Н. А. Цветовая видеогармонизация. DVD диск. Методическое пособие. – Екатеринбург: АНО СОВ «Единство», 2012.
  13. Кузнецова Н. А. Беседы о деньгах и времени. – Екатеринбург: Издательский Дом «Ажур», 2012.
  14. Кузнецова Н.А., Кузнецова А.А. Сказание о Мастерстве. – Екатеринбург: Издательский Дом «Ажур», 2019.
  15. Кузнецова Н. А., Кузнецов В.А. Знакомим ребенка с денежными отношениями – Екатеринбург: Издательский Дом «Ажур», 2015.
  16. Сайт АНО «Единство» http://unity1.ru/, https://www.youtube.com Волновые технологии образования.

Заполните форму для получения доступа к бесплатному курсу с сертификатом

Курс по финансовому воспитанию обеспечивает системный подход в формировании основ финансовой культуры у младших школьников на универсальной визуальной основе норм и правил финансового поведения, с акцентом на формировании предпосылок духовно-нравственных качеств личности. Реализация его во внеурочной деятельности обеспечивает правильное восприятие денег как инструмента самосовершенствования человека и преображения окружающего мира на принципах красоты, единства и гармонии. Инновационная образовательная технология и учебно-методический комплекс нового поколения «Норма плюс» знакомят школьников (на визуальной основе!) с типами денежных отношений (норма и не норма), моделями и установками финансового поведения, предлагают универсальные алгоритмы анализа, синтеза и оценки финансовых ситуаций на парадоксальной логике.

ISBN 978-5-7186-1788-7